Христианская проза
Христианская поэзия
Путевые заметки, очерки
Публицистика, разное
Поиск
Христианская поэзия
Христианская проза
Веб - строительство
Графика и дизайн
Музыка
Иконопись
Живопись
Переводы
Фотография
Мой путь к Богу
Обзоры авторов
Поиск автора
Поэзия (классика)
Конкурсы
Литература
Живопись
Киноискусство
Статьи пользователей
Православие
Компьютеры и техника
Загадочное и тайны
Юмор
Интересное и полезное
Искусство и религия
Поиск
Галерея живописи
Иконопись
Живопись
Фотография
Православный телеканал 'Союз'
Максим Трошин. Песни.
Светлана Копылова. Песни.
Евгения Смольянинова. Песни.
Иеромонах РОМАН. Песни.
Жанна Бичевская. Песни.
Ирина Скорик. Песни.
Православные мужские хоры
Татьяна Петрова. Песни.
Олег Погудин. Песни.
Ансамбль "Сыновья России". Песни.
Игорь Тальков. Песни.
Андрей Байкалец. Песни.
О докторе Лизе
Интернет
Нужды
Предложения
Работа
О Причале
Вопросы психологу
Христианcкое творчество
Все о системе NetCat
Обсуждение статей и программ
Последние сообщения
Полезные программы
Забавные программки
Поиск файла
О проекте
Рассылки и баннеры
Вопросы и ответы
 
 Домой  Статьи / Современное храмоздание: космос и гипсокартон Войти на сайт / Регистрация  Карта сайта     Language В век панельного строительства, пластиковых окон и небоскребов храмостроительство кажется безнадежно отсталой областью архитектуры. Однако есть архитекторы, которые не боятся строить из новых материалов, и храмы эти нравятся прихожанам. О проблемах и
персПо-русскиВ век панельного строительства, пластиковых окон и небоскребов храмостроительство кажется безнадежно отсталой областью архитектуры. Однако есть архитекторы, которые не боятся строить из новых материалов, и храмы эти нравятся прихожанам. О проблемах и
перс В век панельного строительства, пластиковых окон и небоскребов храмостроительство кажется безнадежно отсталой областью архитектуры. Однако есть архитекторы, которые не боятся строить из новых материалов, и храмы эти нравятся прихожанам. О проблемах и
персПо-английскиВ век панельного строительства, пластиковых окон и небоскребов храмостроительство кажется безнадежно отсталой областью архитектуры. Однако есть архитекторы, которые не боятся строить из новых материалов, и храмы эти нравятся прихожанам. О проблемах и
перс
В век панельного строительства, пластиковых окон и небоскребов храмостроительство кажется безнадежно отсталой областью архитектуры. Однако есть архитекторы, которые не боятся строить из новых материалов, и храмы эти нравятся прихожанам. О проблемах и
перс
В век панельного строительства, пластиковых окон и небоскребов храмостроительство кажется безнадежно отсталой областью архитектуры. Однако есть архитекторы, которые не боятся строить из новых материалов, и храмы эти нравятся прихожанам. О проблемах и
перс
Дорога к храму
Жизнь в Церкви
Семья
Детский вопрос
Святые и подвижники
Милосердие
Наука и вера
Работа и профессия
Далеко
Миссия
Рядом с чудом
Cовременники
Рецепты блюд
Читаем
По - немногу обо всем
Праздники
Паломничества

Дом сохранения истории Инрог


Интересно:
Рекомендуем посетить:

 
В век панельного строительства, пластиковых окон и небоскребов храмостроительство кажется безнадежно отсталой областью архитектуры. Однако есть архитекторы, которые не боятся строить из новых материалов, и храмы эти нравятся прихожанам. О проблемах и
перс
Современное храмоздание: космос и гипсокартон


В век панельного строительства, пластиковых окон и небоскребов храмостроительство кажется безнадежно отсталой областью архитектуры. Однако есть архитекторы, которые не боятся строить из новых материалов, и храмы эти нравятся прихожанам. О проблемах и перспективах современного храмоздания с руководителем проектной мастерской «Дабор» Дмитрием Александровичем БОРУНОВЫМ беседовала Юлия ДАНИЛОВА.

Чтобы негр задумался
- Кто сейчас проектирует храмы? Этому учат на архитектурных факультетах?

- В советское время готовили только реставраторов, но и реставраторам сделать диплом на храме было почти невозможно. В 1983 году я делал проект реставрации монастыря -- и за три дня до защиты диплома мне сказали, что меня отчисляют из института. От этой участи меня спас председатель Союза архитекторов, который был не посвящен в эту тему, его как почетного члена пригласили на защиту. Он похвалил диплом, и после этого уже нельзя было отчислить… Тогда реставрация была единственной возможностью заниматься храмами. На самом деле, в этом много плюсов: это дает ту школу, те образцы, на основе которых потом делаются какие-то новые проекты.

Сейчас чуть более основательно преподают храмостроение, появилась такая специализация в МАРХИ и еще в ряде учебных заведений.

Иверский храм в Паланге, Литва
Мастерская «Дабор»
Всегда, когда делаешь проект, начинаешь осмыслять; что такое – запроектировать храм? При нормальном подходе (если мы не берем исторический образец и пытаемся его переложить на новый материал, а пытаемся что-то сделать достойное сегодняшнего дня), начинаешь думать на эту тему, думать о Христе, как осмыслить еще раз и донести свет Христов до человека сегодняшнего дня, чтобы ему было понятно. Это момент очень важный, с ним мы столкнулись, когда делали проект храма для наших соотечественников в Клайпеде; и меня поразила фраза – мы выставляем проект, пока еще идет защита – и вот мне один из литовских архитекторов говорит: «Мы не понимаем вашей архитектуры». Потом мы еще строили для литовской православной общины храм в Паланге, я стал туда ездить, больше проникаться их менталитетом; и подумал, как апостол писал: «нужно быть с эллинами как эллин, с иудеями как иудей», -- надо сделать так, чтобы они в этом нашем храме увидели Христа. Мы придумали проект, внешне, может быть, вполне традиционный, но ничего подобного нельзя было построить в ХIХ веке – технически нельзя было осуществить такой проект. Есть некие вещи, которые из кирпичей сделать невозможно, но можно сделать из бетона. И чисто внешне он близок Литве: люди, которые со стороны смотрят, говорят: о, это наше, да!

И на сегодняшний день он стал храмом-миссионером: туда ходят и католики (нам написали икону Остробрамской Божией Матери, особо почитаемой местными католиками); икону Григория Паламы написали – приходят армяне, свечки ставят, и так далее… А если бы мы взяли чисто московскую архитектуру и построили подобный храм там – это было бы что-то чуждое, они боялись бы дверь там открыть.


Строительство Покрово-Никольского храма в Клайпеде. Проект создавался в мастерской «Дабор»

Подготовка купола на колокольню

Сборка паникадила

Так выгдядит Покрово-Никольский храм сегодня


-- А вы в основном из чего строите?
-- Из разных материалов. В Литве строители сами предложили своды сделать в гипсокартоне. Я когда захожу в храм, не вижу, что они из гипсокартона: своды и своды.

-- Есть такое представление, что строить нужно как в старину, и в плане материалов тоже: что бетон, гипсокартон – это нечто второсортное и в этом смысле не совсем благочестивое…
-- Почему? Гипсокартон – это сухая штукатурка, материал очень древний. Он сейчас делается промышленным способом, но это новое – на самом деле, хорошо забытое старое. Строительство – довольно консервативная область. И когда про бетон так же говорят -- это довольно странно, потому что еще древние римляне знали бетон, конечно, не совсем такой бетон, как сегодня, -- но, тем не менее, благополучно строили из него, и все стоит до сих пор. Я могу сказать так: да из чего угодно, хоть из камыша можно храм построить. Здесь очень важно, не из чего, а где и для чего. Если вы строите в Африке, то это для того, чтобы негр, увидев этот храм издалека, -- уже задумался. Храмы всегда строились на пике технических возможностей своего времени. Вот только появилась, например, гальванопластика – и строят Исаакиевский собор, используя ее; появились металлические конструкции – тут же храм Христа Спасителя, где все купола были сделаны по металлокаркасу, а не в дереве, которого было в то время еще навалом в России.

Когда, выбирая веру, наши послы очутились в Софии, храм поразил их. Перекрыть такой пролет даже по сегодняшним меркам – технически сложная задача. А в то время это был космос, и я понимаю ощущения этих людей, насколько это потрясало. И наша мера ответственности – она точно такая же. Какой сейчас контраст и какое противодействие мира в широком смысле и тех зданий, которые строятся, с храмостроением: если раньше это был космос, то сегодня мы пытаемся уйти просто в фольклор, и это очень печально.

-- Может быть, здесь дело в том, что последние достижения архитектуры связаны в первую очередь с размерами, с тем, что здания становятся все больше и больше, а никакой храм не может расти в высоту до размеров Эйфелевой башни…
-- Ощущение космоса, о котором я говорил, не достигаются размерами. Самый опасный момент на сегодняшний день – когда мы пытаемся спрятаться за старой формой, и в том числе, и в архитектуре, потому что нам так удобно. Мы не можем себе найти места в современном динамично развивающемся мире. Через некоторое время на Луне построят какое-нибудь жилище, там надо в скафандре ходить, так что же, в скафандре в храм будет нельзя? А то знаете, до чего доходит: если женщина ходит в штанах – значит, она уже не православная.

-- А есть ли формы, которые для храма не годятся? Есть ли экспериментаторство, которое для храма не подходит? Здание-апельсин, здание-корабль?
-- Конечно, вот католики явно переусердствовали в стремлении к современности. Когда мы строили наш храм в Клайпеде, там через дорогу строился костел; и вот литовцы о нашем храме очень хорошо отзывались, потому что он не потерял человеческий масштаб. Высота – 37 метров, а костел – 150! Это приводило простых людей в ужас, костел казался похож на какой-то завод, цех, рынок и так далее. Это я называю «потерей сакральности», ведь каждое здание имеет традиционную, уже определенную сложившуюся форму, которая определяется, в том числе, и функцией. И когда вы строите храм в форме «летающей тарелки», можно ли будет молиться в этом храме? Оказывается, что нельзя. Есть все-таки некое пространство, когда вы стоите и можете молиться нормально, не оглядываясь назад, а можете стоять и понимать, что молитва здесь требует усилия большего.


Примеры современного храмостроительства западных архитекторов: церковь Святого Франциска Ассизского. Бразилия

Слева: церковь Св. Иосифа. Франция. Высота — 107 метров. Справа: католическая церковь в Уругвае

Лос-Анджелес, Калифорния, США


-- А заказчики диктуют свою волю в этом отношении?
-- Как правило, заказчик имеет идеальный образ какого-то храма, который он где-то когда-то видел, который отложился в его душе. Разговаривая со священником, я спрашиваю: «Батюшка, вы мне напишете, если помните, где какой храм вы видели, чтобы я имел представление о ваших предпочтениях, или просто опишите. Вы мне скажете: храм такой-то, -- и я уже представляю, о чем речь, а если не представляю – найду».

Храм Рождества Христова
в Шереметьево
Мастерская «Дабор»
К сожалению, еще не построен храм в Шереметьево. Я спрашиваю у игумена Владимира: «Батюшка, какая основная идея этого храма?» Он мне говорит: «На въезде в страну, на въезде в столицу». Я задумался: что люди, которые приезжают в нашу страну и в нашу столицу, знают про нашу архитектуру? Храм Василия Блаженного и Кижи; вот, собственно, что все помнят. Исходя из этого, появился наш проект. То есть не банально взяли, перенесли и сделали то же самое – в этом смысла нет. Ну, построим еще раз храм Покрова на Нерли, какой красивый! Конечно, красивый, но он хорош для своего времени и места. Вот в чем вся беда: мы никогда не сможет повторить тот первообраз -- мы сделаем хуже.

Как пропеть храм
-- Как насчет так называемых «пользовательских характеристик»: воздух, тепло, акустика? Потому что есть же не звучащие храмы.

-- Все нужно учитывать, понимать, кто там будет петь, какой клирос, сколько человек в хоре, какие голоса? Возьмем крупный храм -- Иверский собор в Николо-Перервинском монастыре. Там поет хор, и они не могут пропеть этот храм. Если посмотреть внимательно -- там клирос громадный, и на этом клиросе должно стоять не 20-25 человек, как сейчас стоит, – а 250. И диакон должен выходить не с высоким голосом, а с басом …

-- Но невозможно же рассчитать, какой там будет диакон в дальнейшем!
-- Строители этого храма наивно полагали, что такие диаконы в России будут всегда! Как это решается? Нужны специальные акустические системы. А можно незаметно сделать микрофоны – например, в Елоховском соборе микрофоны стоят. Многие залы меняют свои акустические характеристики даже в силу того, что воздух поменялся. Потом, акустика всегда меняется в зависимости от того, то ли вы поете, то ли вы говорите, то ли вы играете; и, соответственно, нужны разные залы, потому что одно дело – это если опера, а другое дело – симфонический оркестр.

-- А какой момент в проектировании храмов включает мысль об акустике?
-- Грамотный архитектор делает все сразу. Нельзя абстрактно рисовать план, не видя всего объема, ни понимая того, какие у вас соотношения, из чего вы собираетесь строить. В голове архитектора должно быть одновременно все сразу: все планы, все разрезы, все фасады, он должен видеть здание изнутри и снаружи одновременно, и в материале.

Храм для человека, или человек для храма?
- Сейчас часто говорят о том, что храм должен быть удобен для инвалидов, многодетных семей – нужны пандусы, детская комната, раздевалка… Как вы к этому относитесь?

-- Бог в наших строениях не нуждается, мы строим для того, чтобы собрать людей под крышей этого здания, чтобы они могли молиться Богу. Это языческие храмы делались для бога. У нас церковь существует для собрания людей, а все остальное – уже прилагательное к этому. И если можно сделать удобнее – почему бы нет? Они пришли в храм, им хочется молиться – а им детей некуда пристроить и так далее… Удобно планировать сразу храм и приходской дом, ведь храм должен нести и социальную функцию; то есть после службы люди не должны сразу расходиться. Вот они идут в приходской дом, а там, например, есть детская комната, родители могут оставить ребенка и поехать по делам. И потом они вернутся, опять встретят своих знакомых и после этого договорятся, чтобы пойти кому-то помочь и так далее. Нормальная приходская жизнь должна продолжаться за стенами храма, и приходской дом должен нести эту функцию.

В поселке Немчиновка, где мы сейчас строим храм, нет детского сада. Отец Алексей, настоятель, предложил: давайте отделим половину приходского дома для детей. Если человек узнает, что там у него ребенка примут – он в храм сначала не зайдет, придет просто ради своего чада, а потом и зайдет в храм.

-- А как определяется размер будущего храма?
-- Обычно - приходом. Я делал проект храма в Киевской области, спрашиваю батюшку о размере. Тогда отец Митрофан – сейчас он игумен – построил своих прихожан минут на пять буквально – и я это дело шагами померил. И появился храм – 600 с хвостиком квадратных метров. Нормы колеблются от 0,25 до метра квадратного на человека, но если вы будете делать земные поклоны, то просто места не хватит.

-- Значит, не надо восстанавливать сельские церкви, в селе уже и не живет никто, кроме дачников, нет прихода?
-- Если хотя бы у одного человека, появилось желание построить храм -- уже стоит.
Я как-то на эту тему взгрустнул, начинаешь дело, а тебя по рукам бьют – кому это надо? А священник мне ответил: «Мы не знаем, сколько Господь нам отпустил времени. И если он нам отпустил две недели на это дело, а мы просидели и ничего не сделали – с нас спросят за эти две недели: «Я вам дал время, а вы ничего не сделали». Если в этом храме будет отслужена хотя бы одна Божественная Литургия – его уже стоило строить, ради одной Божественной Литургии».


Храм Рождества Христова в п. Немчиновка, Московская область. По проекту мастерской «Дабор»


Я думаю, что это процесс временный, пройдет какое-то время, и люди начнут уезжать из городов, если посмотреть – то в мире такой процесс происходит.

А еще храм придает некую индивидуальность месту. Я недавно смотрел один проект: новый микрорайон в Пензе; и сразу думаю: чего-то не хватает! Читаю: на 72 000 человек ни одного храма даже не предполагается». Это неправильно, потому что у людей, которые приедут сюда, хотя бы у 10 процентов (а это уже 7000 человек) возникнет потребность построить храм. Конечно, должна быть более активная позиция епархии. Это культура, а если культуры нет на местах – то ее надо законодательно насаждать. Нужен закон: вы не имеете права подписать и согласовать этот проект, если там не будет зарезервировано территории для храма.

Cайт архитектурной мастерской "Дабор"



2008-06-20 18:40:00


Источник: http://nsad.ru/


В век панельного строительства, пластиковых окон и небоскребов храмостроительство кажется безнадежно отсталой областью архитектуры. Однако есть архитекторы, которые не боятся строить из новых материалов, и храмы эти нравятся прихожанам. О проблемах и
перс Статьи. Новое в данном разделе.
За горы, за горизонтыЗа горы, за горизонты
православные cтатьи,христианство,литература,искусство,религия,православный журнал,литературный журнал,православие культура  Богоявление
православные cтатьи,христианство,литература,искусство,религия,православный журнал,литературный журнал,православие культура  Эуа!
ЧасыЧасы
Терпи хорошееТерпи хорошее
Обмен (рассказ)Обмен (рассказ)
Пункт Б (повесть)Пункт Б (повесть)
Шторм (рассказ)Шторм (рассказ)
Сила тяготения (рассказ)Сила тяготения (рассказ)
Самое лучшее (рассказ)Самое лучшее (рассказ)
Горение (рассказ)Горение (рассказ)
Буду любить его всегда (рассказ)Буду любить его всегда (рассказ)
Безгрешная машина (рассказы)Безгрешная машина (рассказы)
Чудесная причина (рассказ)Чудесная причина (рассказ)
Слезы на том берегу (рассказ)Слезы на том берегу (рассказ)
Трудная дорога к морю (повесть)Трудная дорога к морю (повесть)
Темная комната (повесть)Темная комната (повесть)
Живое железо (рассказ)Живое железо (рассказ)
православные cтатьи,христианство,литература,искусство,религия,православный журнал,литературный журнал,православие культура  Исход Андрюхи Моисеева (рассказ)
Пора домой (рассказ)Пора домой (рассказ)

Домой написать нам
Дизайн и программирование
N-Studio
Причал: Христианское творчество, психологи Любая перепечатка возможна только при выполнении условий. Несанкционированное использование материалов запрещено. Все права защищены
© 2024 Причал
Наши спонсоры: