Христианская проза
Христианская поэзия
Путевые заметки, очерки
Публицистика, разное
Поиск
Христианская поэзия
Христианская проза
Веб - строительство
Графика и дизайн
Музыка
Иконопись
Живопись
Переводы
Фотография
Мой путь к Богу
Обзоры авторов
Поиск автора
Поэзия (классика)
Конкурсы
Литература
Живопись
Киноискусство
Статьи пользователей
Православие
Компьютеры и техника
Загадочное и тайны
Юмор
Интересное и полезное
Искусство и религия
Поиск
Галерея живописи
Иконопись
Живопись
Фотография
Православный телеканал 'Союз'
Максим Трошин. Песни.
Светлана Копылова. Песни.
Евгения Смольянинова. Песни.
Иеромонах РОМАН. Песни.
Жанна Бичевская. Песни.
Ирина Скорик. Песни.
Православные мужские хоры
Татьяна Петрова. Песни.
Олег Погудин. Песни.
Ансамбль "Сыновья России". Песни.
Игорь Тальков. Песни.
Андрей Байкалец. Песни.
О докторе Лизе
Интернет
Нужды
Предложения
Работа
О Причале
Вопросы психологу
Христианcкое творчество
Все о системе NetCat
Обсуждение статей и программ
Последние сообщения
Полезные программы
Забавные программки
Поиск файла
О проекте
Рассылки и баннеры
Вопросы и ответы
 
 Домой  Статьи / Об Александре Куприне Войти на сайт / Регистрация  Карта сайта     Language Об Александре Куприне причал литература текст библиотека поэзия проза стихотворения роман скачать книгу стихиПо-русскиОб Александре Куприне причал литература текст библиотека поэзия проза стихотворения роман скачать книгу стихи Об Александре Куприне причал литература текст библиотека поэзия проза стихотворения роман скачать книгу стихиПо-английскиОб Александре Куприне причал литература текст библиотека поэзия проза стихотворения роман скачать книгу стихи
Об Александре Куприне причал литература текст библиотека поэзия проза стихотворения роман скачать книгу стихи
Об Александре Куприне причал литература текст библиотека поэзия проза стихотворения роман скачать книгу стихи
Литература
Живопись
Киноискусство
Статьи пользователей
Православие
Компьютеры и техника
Загадочное и тайны
Юмор
Интересное и полезное
Искусство и религия
Поиск

Дом сохранения истории Инрог


Интересно:
Рекомендуем посетить:

 
Об Александре Куприне причал литература текст библиотека поэзия проза стихотворения роман скачать книгу стихи
Об Александре Куприне
( Александр КАЗАКЕВИЧ )

"Самый чуткий нос России". Так Федор Шаляпин представил однажды гостям своего
друга -- писателя Александра Ивановича Куприна. Некий французский парфюмер, присутствовавший
на том вечере, решил вдруг устроить новоявленному гостю настоящий экзамен. Он
предложил Куприну определить состав духов -- последнюю разработку его фирмы.
Француз явно намеревался сбить спесь с самоуверенного русского: подобное задание
не всякому и профессионалу под силу. Когда экзаменуемый медленно, но уверенно
перечислил все основные ароматы парфюма, француз схватился за голову: "Не понимаю!
Как!? Как это может быть, что вы, человек с таким редким дарованием, можно сказать,
с настоящим собачьим нюхом, -- и вдруг какой-то писатель?!"

Он мог бы стать вором, если бы не стал писателем
Светлой памяти Елены Антоновны Янчевской посвящаю

Современники шутили, что в Куприне было что-то "от большого зверя". Мамин-Сибиряк
вспоминал: "Куприн имел одну несколько странную привычку -- настоящим образом,
по-собачьи, обнюхивать людей. Многие, в особенности дамы, сильно обижались..."
Впрочем, одна из дам -- писательница Н. Тэффи -- искренне восхищалась его даром:
"Вы обратите внимание, как он всегда принюхивается к людям! Потянет носом, и
конец -- знает, что это за человек!"
По части запахов у Куприна был единственный соперник -- Иван Бунин. И когда они
сходились вдвоем, между ними начиналось состязание: кто определит более точно,
чем пахнет, например, цирковая арена или ближайший трактир. Однажды в большой
писательской компании зашел спор о том, чем пахнет женщина. "Женщины пахнут сливочным
мороженым", -- заметил Чехов. "А мне кажется -- цветками липы, слегка подвявшими",
-- подал голос Бунин. Куприн, сделав небольшую паузу, сказал: "А по-моему, молодые
девушки пахнут арбузом и парным молоком. А старушки, здесь на юге, -- горькой
полынью, ромашкой, сухими васильками и ладаном". Чехов, в знак признания победы,
пожал Куприну руку...

Настоящий татарин должен ходить в тюбетейке...
Александр Иванович очень гордился своей татарской кровью (его мать -- татарская
княжна). Легко ранимый и невероятно обидчивый, он бросался на каждого, кто, хотя
бы и по незнанию, ошибался в произношении его фамилии: его почему-то часто называли
Куприн, с ударением на первом слоге. Тогда он подскакивал к "обидчику" и, схватив
его за фалды пиджака, почти по слогам выговаривал:
-- Я -- Куприн, и всякого прошу это помнить! На ежа садиться без штанов не советую!
Во времена пика своей славы он любил одеваться татарином: носил расписной халат
и цветную тюбетейку, в которой бывал и в гостях, и в ресторанах, где, по воспоминаниям
Бунина, "садился так широко и важно, как пристало бы настоящему хану". А для
еще большего подобия "особенно узко щурил глаза".
Мягкий и застенчивый с женщинами, он был резок и дерзок с мужчинами. Во хмелю,
в который он впадал от одной рюмки водки, лез на ссоры со всяким, кто попадался
ему под руку. Несмотря на маленький рост, он умел доказать каждому свое физическое
превосходство. В 1902 году его одесский приятель, Антон Богомолец, рассказал
ему о какой-то старухе, которую беспощадно колотит сын, громадного роста биндюжник.
Куприн в тот же день разыскал этого человека в порту и, рискуя быть изувеченным
его кулаками, сказал ему такие крутые слова, что тот закаялся измываться над
матерью.

"Я хотел бы стать женщиной и испытать роды..."
Прежде чем стать писателем, Куприн успел поменять добрых десятка два профессий.
Побывал и боксером, и цирковым борцом, и землемером, и учителем, и актером, и
рекламным агентом, и рыбаком, и воздухоплавателем, и шарманщиком, и продавцом
"пудерклозета инженера Тимаховича"... Ему не важно было, сколько заплатят, ему
было интересно попробовать себя в новой роли.
Жгучий интерес к жизни бросал его в самую гущу изучаемого дела или явления. Однажды
в Одессе газетный репортер Леон Трецек познакомил его с начальником одной из
пожарных команд. Куприн тотчас же воспользовался этим знакомством и, когда в
центре города загорелся среди ночи жилой дом, Куприн в медной каске помчался
туда вместе с отрядом пожарников и работал в пламени и в дыму до утра.
"Я хотел бы на несколько дней сделаться лошадью, растением или рыбою или побыть
женщиной и испытать роды". Только такая неуемная жажда жизни могла заставить
его попробовать себя в роли конокрада, шпика, санитара в морге и даже... вора.
Как-то, после продолжительной беседы со случайным ресторанным собеседником, оказавшимся
каким-то знаменитым вором, ему вдруг захотелось испытать, как чувствует себя
профессиональный грабитель, забравшийся ночью в чужую квартиру. "Выбрал место
и время, отобрал вещи, уложил их в чемодан, но вынести их не хватило решимости".
Страшно подумать, до чего бы могли довести Куприна подобные "эксперименты", если
бы он вовремя не стал писателем!

За один рассказ -- двое суток карцера
Писателем Александр Иванович стал случайно. Первый рассказ он написал еще будучи
курсантом военного училища. "Русский сатирический листок" вдруг решил напечатать
присланный неизвестным автором за подписью "Ал. К-рин" довольно слабый рассказ
"Последний дебют". В тот же день кто-то доложил начальству, что один из курсантов
"тиснул какую-то чепуху в газетишку". Начальство произвело следствие, и презренный
писака, затесавшийся в славные ряды будущих героев отечества, был обнаружен и
предан суду. Наказание оказалось на удивление легким: всего-то двое суток карцера!
Тогда, сидя в карцере, Куприн пообещал себе не прикасаться к перу и бумаге. И
обещание свое он, наверное бы, сдержал. Если бы не встретил Ивана Бунина.
Именно с его легкой руки Куприн, в то время очень нуждавшийся и даже голодавший,
написал по его просьбе небольшой рассказ, и... сразу же получил приличный по
тем временам гонорар. На который тотчас же купил себе "нормальной" еды (вина,
сыра, колбасы и... икры), а также новые башмаки (в тех, что он ходил, по словам
Бунина, стыдно было и таракана прихлопнуть).

Для чего писателю подушка?
"Случайный" писатель, Куприн и писал свои произведения от случая к случаю. Его
первая жена, Мария Карловна Давыдова, мечтала сделать из него если не великого,
то хотя бы модного писателя. Каждое утро после завтрака Куприн, по требованию
жены, уходил к себе на чердак, где устроил рабочий кабинет, и до самого обеда
работал. Однако эффективность этой работы почему-то равнялась нулю: за несколько
недель он не написал ни одной строчки. При этом на все обвинения в лени у него
обязательно находились веские отговорки: "голова болела...", "живот болел...",
"прежде чем писать, лучше сто раз обдумать..." и т. п. В одно прекрасное утро,
закончив с завтраком, он поднялся из-за стола и как-то необычно, боком начал
выходить из комнаты. Наблюдательная супруга заметила, что спереди блуза на нем
странно оттопыривается. Она подошла и одернула рубашку. И вдруг оттуда вывалилась...
небольшая подушка. "Что это такое?" -- строго спросила Мария Карловна. Куприн
смутился: "Видишь ли, Маша... на табурете сидеть слишком жестко... Вот я и беру
с собой подушку". -- "А вот я посмотрю сейчас, как ты там устроил свой рабочий
кабинет!" -- "Да нет, зачем! Лучше не ходи, Маша!". Но Мария Карловна уже шла
по лестнице...
Разумеется, никакого табурета на чердаке не оказалось: около стены было сложено
сено, покрытое каким-то одеялом.
-- Вот так рабочий кабинет! -- закричала строгая супруга.
-- Видишь ли, -- виновато залепетал Куприн, -- я лежу, обдумываю тему, а потом
незаметно засыпаю...
-- Хорошо, -- отрезала Мария Карловна. -- С завтраками отныне будет покончено!

Любовь жены надо... заработать!
Куприн был ленивый писатель. Чего только не предпринимала его честолюбивая супруга,
чтобы перевоспитать своего муженька: и ругала, и обедов лишала, и даже отказывала
в супружеской близости. Дело дошло до того, что она предъявила ему ультиматум:
он снимает себе холостую комнату и будет работать над "Поединком". Он может приходить
домой, но при одном условии: в дом его пустят лишь в том случае, если он предъявит
следующую главу повести...
Теперь домой "в гости" Куприн приходил отдыхать только тогда, когда у него была
написана новая глава или хотя бы часть ее. Однажды он принес Марии Карловне несколько
старых страниц. Утром она заявила ему:
-- Так обманывать меня тебе больше не удастся! -- И распорядилась укрепить на
двери цепочку. Куприну приходилось, прежде чем попасть в квартиру, просовывать
в щель рукопись и ждать, пока она пройдет цензуру Марии Карловны.
Куприн молча страдал. Болезненно самолюбивый, он чувствовал себя униженным вдвойне,
работа валилась из рук. А побывать в семье ему очень хотелось, и он опять пришел
со старыми страницами, надеясь, что Мария Карловна их забыла. Он просунул листки
в черную щель и сел на лестнице, проклиная себя за безволие. Голос непреклонной
супруги прозвучал из-за двери:
-- Ты ошибся, Саша, и принес мне старье. Спокойной ночи! Новый кусок принесешь
завтра.
Дверь захлопнулась.
-- Машенька, пусти, я очень устал и хочу спать. Пусти меня, Маша... Голос Куприна
дрожал.
Ответом было молчание. Он сидел на ступеньке, обхватив голову руками, и беззвучно
плакал.
-- Какая ты жестокая... безжалостная...
Куприн поднялся и медленно пошел вниз.

"Папа много водки пьет, его за это мама бьет..."
Прежде чем решиться на окончательный разрыв, Куприн длительное время топил боль
в алкоголе. Его четырехлетняя дочь Лида однажды, в присутствии многочисленных
гостей и отца, исполнила частушку собственного сочинения:
У меня есть папа,
У меня есть мама.
Папа много водки пьет,
Его за это мама бьет...
Именно в это время родилась легенда о Куприне, как о пьянице, дебошире и гуляке.
Нелюбимый и слабовольный, он превратился в ресторанного завсегдатая, обзавелся
сомнительными друзьями и почти все вечера проводил в кабаках или на ипподроме.
О его пьяных выходках писали все бульварные газеты. Куприн облил горячим кофе
такого-то, выбросил из окна на улицу такого-то, выкрасил зеленой масляной краской
голову такому-то, кинул в ресторане "Норд" в бассейн со стерлядью такого-то,
на банкете такого-то вскочил в пьяном угаре на стол и раскрошил ногами все тарелки
со снедью...
Эти беспробудные хмельные годы аукнутся позднее: пышущий здоровьем и физической
силой Куприн к концу жизни превратится в жалкого и больного человека, почти маразматика.
Но это будет потом, а пока... Пока все будет продолжаться до того дня, когда
его, погибающего, не спасет молодая и любящая его девушка, няня и воспитательница
его дочери, Лиза Гейнрих. Она сумеет уговорить его перестать пить и отправиться
на лечение в Финляндию. Лиза Гейнрих станет для него настоящим ангелом-хранителем.
Благодаря ей, ее душевной мягкости и доброте, Куприн вернется к творчеству и
познает наконец радость спокойной семейной жизни.

"Женщина -- это последний сосуд..."
Перу Куприна принадлежит немало замечательных рассказов и повестей. В этом ряду
явно выделяется одно небольшое произведение, "Гранатовый браслет"...
Когда-то давно, в пору молодости, кто-то рассказал ему странную историю о влюбленном
фанатике, который многие годы забрасывал свою возлюбленную -- замужнюю женщину
-- любовными письмами и подарками. Письма были плоскими, а подарки -- безвкусными.
И конец истории был скорее поводом для практики психиатра. Но Куприн вдохновился
услышанным рассказом. И через несколько лет написал повесть, за которую получил
тысячу критических уколов от собратьев по перу. И -- тысячу благодарных писем
от читательниц.
"Вспоминаю каждый твой шаг, улыбку, взгляд, звук твоей походки. Сладкой грустью,
тихой, прекрасной грустью обвеяны мои последние воспоминания. Но я не причиню
тебе горя. Я ухожу один, молча, так угодно было Богу и судьбе, "Да святится имя
твое"...". Это цитата из "Гранатового браслета". В конце жизни, в Париже, полубольной
Куприн каждый вечер, сидя в кафе, писал длинные любовные письма к неизвестной
молодой женщине, в которую он, седой старый писатель, вдруг отчаянно и безнадежно
влюбился. Писал, но не отсылал адресату. В этих письмах часто повторялась та
самая строка из "Гранатового браслета" -- "Да святится имя твое"... Очевидцы
рассказывали, что лицо его в эти минуты чудесным образом преображалось: резкие
черты разглаживались, взгляд становился светлее и умиротвореннее, а на губах,
обычно всегда сурово сжатых, начинала играть легкая улыбка...
"Женщина, -- сказал Гете, -- это последний сосуд, который мы заполняем нашей
тоской по идеалу". Он так и не подошел, так и не познакомился, так и не открылся
ей. Он был счастлив уже одним только фактом ее существования.

2005-07-23 23:46:30


Об Александре Куприне причал литература текст библиотека поэзия проза стихотворения роман скачать книгу стихи Статьи. Новое в данном разделе.
ЧасыЧасы
Терпи хорошееТерпи хорошее
Обмен (рассказ)Обмен (рассказ)
Пункт Б (повесть)Пункт Б (повесть)
Шторм (рассказ)Шторм (рассказ)
Сила тяготения (рассказ)Сила тяготения (рассказ)
Самое лучшее (рассказ)Самое лучшее (рассказ)
Горение (рассказ)Горение (рассказ)
Буду любить его всегда (рассказ)Буду любить его всегда (рассказ)
Безгрешная машина (рассказы)Безгрешная машина (рассказы)
Чудесная причина (рассказ)Чудесная причина (рассказ)
Слезы на том берегу (рассказ)Слезы на том берегу (рассказ)
Трудная дорога к морю (повесть)Трудная дорога к морю (повесть)
Темная комната (повесть)Темная комната (повесть)
Живое железо (рассказ)Живое железо (рассказ)
православные cтатьи,христианство,литература,искусство,религия,христианский журнал,литературный журнал,
православие культура  Исход Андрюхи Моисеева (рассказ)
Пора домой (рассказ)Пора домой (рассказ)
Мечтать не вредно или вредная мечта (рассказ)Мечтать не вредно или вредная мечта (рассказ)
Ожоги (рассказ)Ожоги (рассказ)
Воля Божия и человеческая (рассказ)Воля Божия и человеческая (рассказ)

Домой написать нам
Дизайн и программирование
N-Studio
Причал: Христианское творчество, психологи Любая перепечатка возможна только при выполнении условий. Несанкционированное использование материалов запрещено. Все права защищены
© 2024 Причал
Наши спонсоры: