Христианская проза
Христианская поэзия
Путевые заметки, очерки
Публицистика, разное
Поиск
Христианская поэзия
Христианская проза
Веб - строительство
Графика и дизайн
Музыка
Иконопись
Живопись
Переводы
Фотография
Мой путь к Богу
Обзоры авторов
Поиск автора
Поэзия (классика)
Конкурсы
Литература
Живопись
Киноискусство
Статьи пользователей
Православие
Компьютеры и техника
Загадочное и тайны
Юмор
Интересное и полезное
Искусство и религия
Поиск
Галерея живописи
Иконопись
Живопись
Фотография
Православный телеканал 'Союз'
Максим Трошин. Песни.
Светлана Копылова. Песни.
Евгения Смольянинова. Песни.
Иеромонах РОМАН. Песни.
Жанна Бичевская. Песни.
Ирина Скорик. Песни.
Православные мужские хоры
Татьяна Петрова. Песни.
Олег Погудин. Песни.
Ансамбль "Сыновья России". Песни.
Игорь Тальков. Песни.
Андрей Байкалец. Песни.
О докторе Лизе
Интернет
Нужды
Предложения
Работа
О Причале
Вопросы психологу
Христианcкое творчество
Все о системе NetCat
Обсуждение статей и программ
Последние сообщения
Полезные программы
Забавные программки
Поиск файла
О проекте
Рассылки и баннеры
Вопросы и ответы
 
 Домой  Христианское творчество / / Кельтская церковь на британских островах Войти на сайт / Регистрация  Карта сайта     Language христианские стихи поэзия проза графикаПо-русскихристианские стихи поэзия проза графика христианские стихи поэзия проза графикаПо-английскихристианские стихи поэзия проза графика
христианские стихи поэзия проза графика
христианские стихи поэзия проза графика
Дом сохранения истории Инрог


Интересно:
Рекомендуем посетить:

 


Кельтская церковь на британских островах

Сладостно было б в родимом краю, на бреге скалистом,
Видеть, бросая взгляд с вышины, лик океана;
Видеть, как волны седые играют широкими водами,
Гимн воспевая под ветром могучим Отцу, что создал их.
Буду в молитвах прощенья просить о грехах несчислимых.
Буду в молитвах Господа славить, жизнь Даровавшего
Небу высокому, крепкой земле и бескрайнему морю.
Многие книги желал бы прочесть – для души то полезно;
В песнях прославить Бога, Кому отдано сердце,
Разумом хитрым пытаться объять Божье величие,
Руками работать до пота седьмого, но без принужденья,
Еду добывать, рыбачить, иль бедным помощь оказывать,
Или же в келье над книгой склониться, молитве предаться.
Из кельтских гимнов

Введение

Карта Западной Европы всегда удивляла историков – как будто сама природа определила границы и судьбы стран и народов. Италия со всех сторон омывается морем, а север защищен Альпами, положившими и южные границы германских земель. Рейн и непроходимые леса отделяют Галлию-Францию от Германии, а Испания соединяется с Францией узким переходом между Пиренейскими горами. Правда, Италию с Францией соединяет относительно широкая холмистая равнина. Поэтому галлы раньше других пытались завоевать Рим и раньше других были покорены Римом. Оттуда путь железных легионов лежал в Испанию и Германию. Испания была завоевана, германские же леса не пускали римлян дальше Рейна. Несколько раз непобедимые легионы были разбиты германцами, несколько раз римляне отвечали им сторицей, но, в общем, Рейн больше трех столетий оставался границей римских земель. В стороне от общей суеты остаются земли Скандинавского полуострова – путь посуху далек и труден, а пускаться в морские странствия отваживаются лишь купцы, которых в здешних краях было немного. Поэтому до поры до времени страны Скандии не появляются на мировой арене, ожидая своего часа.

В стороне от остальных европейских стран лежат и два зеленых острова, отделенные от материка широким проливом, – Британия и Иберния, названная впоследствии Ирландией. С юга и востока зеленые острова окружали отделенные морем соседи, галльские и германские земли. Зато с запада простирался бескрайний океан, за которым, если верить легендам, лежат невиданные волшебные острова. Холмистые равнины перемежаются там с невысокими горами, а острые скалы – с отлогими берегами. Гордость и свободолюбие, горячая кровь и безрассудная храбрость местных жителей – кельтских племен бриттов и пиктов (север и юг Британии) и скоттов (Ирландия) - гарантировали странам постоянные междоусобицы, а их богатое воображение и врожденное поэтическое чувство прекрасного, соединенные с красотой местного пейзажа, принесли зеленым островам богатую духовную культуру. Раньше других древние кельты стали воспевать красоту природы, раньше других стали искать в дружбе духовной близости, а в бою – честности и уважения к противнику, раньше других стали рассматривать потусторонний мир как нечто манящее и прекрасное. Именно кельты соединили волшебство с красотой, а силу – с моралью, и это еще до христианства с его сильным нравственным стимулом. Еще самые древние историки сообщают о довольно развитой классовой структуре кельтов – у них есть не только знать, простолюдины и духовенство, но в третьей прослойке наблюдается свое деление – на бардов (поэтов-лириков, воспевающих природу, любовь или дружбу), филидов (поэтов-историков, хранящих память о прошлом) и друидов (жрецов-колдунов, хранителей мудрости и права)[1]. Люди жили кланами, во главе клана стоял вождь, и, несмотря на оседлый образ жизни, кланы сохранили свое влияние, а общинное самосознание проявлялось в кельтах вплоть до конца средневековья.

Столь необычный народ, соприкоснувшись с христианским учением, смог создать уникальную по своему существу и духовному влиянию церковь, которой суждено было дать миру не только свою непохожую на других культуру, но и множество ученых и миссионеров, чей вклад в становление христианства не умаляется и сейчас, когда эта страница в истории церкви незаслуженно забывается.



1. зарождение кельтской церкви

Земли на краю земли

Британские земли под властью римлян

В 55 году до н.э. Юлий Цезарь правил Галлией и подавлял восстание местных народов (также кельтского происхождения), перемежая кровавый труд с развратным досугом, который римские солдаты у Светония увековечат в песне:

Прячьте жен – ведем мы в Рим лысого развратника.
Деньги, занятые в Риме, проблудил он в Галлии.

Борясь с непокорными галлами, снедаемый жаждой власти, будущий император предпринял несколько кампаний по покорению Британии. Впервые боевые колесницы бриттов встретились с римской пехотой, а кельтское свободолюбие - с римским честолюбием и жаждой наживы. Британцы не были готовы к подобному обороту событий, и потому после длительных боев победа осталась за Цезарем. Впрочем, плоды его побед оказались ненадежными – слишком уж отчаянно дрались британцы за свою свободу, да и у будущего императора были дела поважнее. Поэтому, заключив договоры с вождями, он вернулся на континент. Британские земли были покорены Римом только при императоре Клавдии в 43 году н.э. На этот раз силы бриттов были сломлены. Железная дисциплина железных легионов, тактика неторопливого наступления, с математической точностью отработанная закованными в броню римлянами в боях с кельтами Галлии, взяли верх над самоотверженной отвагой британцев, устремлявшимися в бой полуобнаженными, покрыв тело только лишь боевыми красками. Немаловажную роль сыграли и постоянные междоусобицы внутри британских племен. К 47 году вся южная Британия была под властью Римской империи. Новые хозяева стали править покоренными землями так же, как и везде – приближали к себе местную аристократию, старались поменьше вмешиваться в частные дела бриттов и всеми силами вводили в обиход греко-римскую культуру. Достижения римской цивилизации делали римский образ жизни предпочтительным, в стране существовало множество городов, построенных по римскому образцу, а местная аристократия брала себе римские имена. До наших дней сохранились остатки римских городов, в которых существовали все блага цивилизации, включая даже бани. Тем не менее на протяжении почти всего периода римского владычества то тут, то там вспыхивали народные восстания под началом кого-то из коренных дворян. Непокоренными оставались также северные племена пиктов на территории современной Шотландии (тогда - Каледонии), которые упорно сопротивлялись всем попыткам завоевать их, и то и дело нападали на близлежащие римские поселения. В 80-х годах римский генерал Агрикола делал несколько попыток завоевать Каледонию, однако так и не сумел сломить отчаянное сопротивление северных бриттов. Тацит донес до нас речь Калгака, каледонского вождя, перед битвой с римлянами:

"Живя на краю мира, не утратившие свободы, мы вплоть до последнего времени были защищаемы отдаленностью нашей родины и заслоном молвы; но теперь... за нами нет больше ни одного народа, ничего, кроме волн и скал... Надменность римлян не смягчить ни покорностью, ни уступчивостью. Расточители всего мира, им уже мало земли: опустошив ее, они теперь рыщут по морю... похищать, убивать, грабить – это на их лживом языке называется управлением, а когда все превращают в пустыню, это они называют миром ".

Свободолюбивые кельты ни при каких условиях не желали опускать оружия, и римлянам стоило немалых усилий держать завоеванные позиции. Это обстоятельство спасло от войны остров, лежащий по соседству с Британией, – Ибернию, или Скоттию, получившую впоследствии название Ирландии.

Проблема с северными пиктами была отчасти решена, когда была воздвигнута так называемая Великая Стена или Вал Адриана, протянувшаяся через весь остров, разделив Южную Британию от Северной от восточного берега до западного. Конфликты с каледонцами продолжались, однако к тому времени римляне сумели-таки показать южным британцам, что плоды римской цивилизации, культура и безопасность стоят такой мелочи, как свобода, а иго римское не так уж и тяжко. Поэтому на юге Британии воцарился мир, и тогда отражение набегов с севера не представляло особого труда. В Британии стали развиваться города, появились виллы, усадьбы. В общем, 3 и 4 века можно назвать периодами мира и процветания, что благотворно сказалось на культурной жизни острова, а также на распространении новой религии - христианства.

О язычестве в Британии известно немного. Судя по всему, в нем был очень силен элемент магии и поклонения природе, а одним из главных божеств было солнце. Носителями священной традиции были друиды, в обязанности которых входило наложение и снятие заклятий, совершение обрядов и жертвоприношений (возможно, человеческих). Святыми символами почитались круг, как знак солнца, и крест (это обстоятельство в значительной мере помогло миссионерам). Были у них свои праздники и священные дни. Однако хитросплетения истории судили Британии навеки связать свою судьбу с христианством, появившимся, по преданию, в 1 веке стараниями Иосифа Аримафейского. Он вместе с Марией, Марфой и Лазарем отправился в Галлию, затем семейство осталось на континенте, а Иосиф высадился в Британии, забрав с собой и чашу, из которой Иисус пил на тайной вечере. Предание это появилось на свет в начале второго тысячелетия, и неизвестно, был ли на самом деле фарисей из Синедриона на британских островах, но христианство укоренилось в Британии примерно в середине 2 века. Сохранились истории первых кельтских мучеников (Альбан, Аарон, Юлий). Например, св. Альбан был язычником, который впустил к себе в дом укрывающегося от гонений епископа. Разговорившись с нежданным гостем, он сам принял христианство, и, когда за епископом пришли римские воины, не пожелал выдавать им гостя (что было бы также и нарушением священного для любого кельта закона гостеприимства) и вышел навстречу правосудию в епископском плаще, чтобы принять мученическую кончину.

Британская кровь текла в жилах Елены – матери императора Константина, склонившей сына к истинной вере. Британцем был и Пелагий, осужденный церковью за взгляды, показавшиеся св. Августину еретическими. Об устройстве британских церквей известно мало, но очевидно, что они находились в тесной связи с Галлией и с Римом. Выходцы из Британии, святые Патрик и Нинниан, учились в галльских монастырях и Риме, большая часть деятельности Пелагия проходила на востоке Римской империи, а галльский епископ св. Герман Окзеррский неоднократно посещал остров, борясь с влиянием Пелагия. Этот Герман, человек недюжинной силы воли и неукротимой энергии, всем сердцем полюбил британские острова и с тех пор не жалел сил, помогал кельтам, когда дело касалось вопросов веры. Впрочем, помощь его не ограничивалась религиозным наставлением, и епископу суждено сыграть далеко не последнюю роль в жизни Британских островов. Во многом его заслугой было то, что культурный уровень британской церкви был весьма высок и большинство местных служителей отправлялись на учебу в Галлию или Рим. Именно римская Британия и галльские школы дали миру таких миссионеров, как святые Нинниан или Патрик.

Связь Британии с Римом была ослаблена после восстания 381 года, когда Максим, римский военачальник в Британии, заручившись поддержкой армии, объявил себя императором и, насладившись единовластием на родине, высадился в Галлии, где сверг действующего императора и пошел на Рим, однако был убит восточным императором Феодосием. Провинция вновь стала частью империи, однако ненадолго – наступил 5 век, принесший миру большие перемены.



Великое переселение народов

Римская империя, на протяжении нескольких веков удерживающая под своим контролем Европу и Азию, была ослаблена внутренними междоусобицами и политическими интригами и не могла противостать набегам варваров. Нестабильная политическая обстановка нередко заставляла правителей отзывать войска с границ, чтобы поддерживать порядок в столице, а талантливые полководцы часто становились жертвами политических интриг. Дело в том, что римские императоры давно разучились воевать самостоятельно, и предпочитали посылать в бой вассалов-полководцев. Между тем в неспокойное время умение вести войска в бой ценилось гораздо больше административных способностей или благородного происхождения. В результате самый скромный, но удачливый военачальник становился потенциальным конкурентом для бездеятельного властителя. Это можно видеть на примере первых волн варварских нашествий.

В 403 году вестготы во главе с Аларихом переходят римские границы, не скрывая своих кровожадных замыслов, однако вынуждены были передумать после сражения с римлянами под началом талантливого полководца Стилихона. Последнему удалось не только объединить Западную империю под знаменем свободы, но и дипломатическим путем убедить готов оставаться за Рейном, а также хранить императора Гонория от заговорщиков. Однако в 408 году Стилихон впал в немилость из-за опасений Гонория за свою корону и был умерщвлен по приказу императора, которому не раз спасал жизнь[2][2]. Оставшись без полководца, империя, владыка которой дрожал от страха, спрятавшись на даче, не смогла остановить собравшегося с силами Алариха, и в 410 году Рим пал. Смерть Алариха в 411 году смогла спасти город от окончательного разрушения.

Во второй половине 5 века гунны под предводительством короля Аттилы, уже успевшие сломить державы востока и дунайских остготов, побывавшие у стен Константинополя и в германских лесах, начинают победное шествие по Западной Римской империи. В 451 году талантливый римский военачальник Аэций и король вестготов Теодорих остановили Аттилу в грандиозной битве на каталонских полях. Однако опасающийся за свою власть император связывает Аэцию руки, и в следующем году варвар оказался уже под стенами Рима. Только папа Римский, святой Лев Первый, смог убедить Аттилу пощадить город. Однако случай не мог улыбаться римлянам вечно. В 454 году Аэций, как некогда Стилихон, пал от руки императора, и Рим снова остался без защиты перед лицом нового захватчика – вандала Гинзерика, который в 455 году разрушил город и обратил его население в рабов (спаслись только те, кто укрывался в храмах и кого смог откупить все тот же Лев Первый).

Разграбленная и разрушенная империя так и не смогла возродиться, несколько сенаторов, правителей из Византии и полководцев наемных армий быстро восходили на императорский трон и так же быстро свергались новыми военачальниками, пока у очередного правителя Ореста не оказалось достаточно денег, чтобы заплатить своей армии, и в 476 году военачальник Одоакр, германец по происхождению, убил незадачливого политика, а его сына Ромула Августа отправил в ссылку. Корону и королевские регалии он отправил в Константинополь и получил у византийского императора разрешение править от его имени. Так пришел формальный конец Западной Римской империи, давно уже утратившей реальную власть и независимость. Города и селения ее уже давно обратились в развалины, а ученые, художники, поэты и просто ремесленники бегут в Константинополь. В разоренной стране остаются только бедные крестьяне, старая знать и сенаторы, сохранившие влияние и при новых правителях, и – духовенство. Одоакр процарствовал недолго и был свергнут новым пришельцем – готом Теодорихом, которому удалось как-то поднять из руин исстрадавшуюся Италию. Впрочем, империя Теодориха ненадолго пережила его самого, и еще четыре столетия Апеннинский полуостров переходил в руки то готов, то лангобардов, то византийцев, пока не вошел в состав империи Карла Великого, а владетелем Рима при поддержке народа был избран папа.

Великие перемены не могли не коснуться и Британских островов. Слабеющий Рим постепенно давал понять британцам, что пришло время самостоятельности. В конце первого десятилетия объединенная армия вандалов, аланов и свевов вторглась в Галлию и стала опустошать ее. Римский император Гонорий бездействовал, и британцы избрали себе собственного императора Константина, который попытался не пустить варваров в Британию, а заодно спасти и Галлию от разорения. Однако его армия была разбита, и британцы отправили посольство к Гонорию. Гонорий наказал бриттам «самим защищать свои границы», и на том римская власть в Британии закончилась. Реакция Гонория не была удивительной: империя была в упадке, ее столица была в 410 году разграблена готами, и уже никому не было дела до маленькой провинции на краю земли.

Жизнь в независимой Британии мало чем отличалась от жизни в Британии римской: города продолжали процветать, богачи продолжали жить по римским порядкам, и латынь оставалась государственным языком. Остатки язычников доживали свой век в мире и спокойствии, христиане продолжали сношения с братьями на континенте, а поднявшая голову британская знать принялась за междоусобную грызню, которая, впрочем, не отравляла жизнь тем, кто стоял от нее в стороне. Но это затишье было затишьем перед бурей. Покорившись Риму, британцы обрели покой и цивилизацию, но разучились сражаться за свободу (а умение это в сложившейся обстановке было как нельзя кстати). Право на ношение оружия оставалось монополией римлян вплоть до указа Гонория; заново приучать народ к оружию оказалось делом нелегким, а приучаться приходилось. Ослабление римской власти (еще Максим вывел из Британии практически все войска) дало надежды вольнолюбивым каледонцам вернуть утраченные земли. Воинственные германцы, хозяйничающие на римских землях, начали бросать взгляды в сторону провинций, так долго остававшихся без внимания. Не прочь поживиться римскими богатствами были и скотты – жители Ирландии. Поэтому конец 4 века стал для британцев началом великой скорби: соседи стали нападать на британские земли, сжигая, грабя и убивая. Бритты спешно пытаются организовать оборону: создают вооруженные отряды, возводят оборонительные укрепления, стены и крепости. Однако, прожив столько лет без оружия, разучившись силой защищать свободу и благополучие родной земли, вчерашние римские подданные не могли противостать воинственным пиктам, никогда не прекращавшим борьбу с римлянами и теперь уже не делавших различия между завоевателями и их прислужниками. Свободолюбие и отвага не раз утраивавшая силы пиктов в борьбе с завоевателями и не позволявшая им отступать, когда силы были на исходе, вылилась теперь в чистую ненависть к южным бриттам. Древним пиктам на помощь пришли ирландские скотты: основав при благословении хозяев колонию в Каледонии, они неоднократно присоединялись к пиктам в их грабительских набегах.

После очередного нашествия пиктов в 446 году военачальник объединенных бриттов пригласил в страну наемников-германцев – англов и саксов – для дальнейшей помощи в борьбе с пиктами и скоттами (прием, характерный еще для римлян). Те поняли приглашение короля по-своему и, расправившись с очередным набегом пиктов, решили установить на острове свои порядки. Усыпив сперва внимание британских вождей, они переправляли на остров все новые и новые силы, пока, наконец, не выступили открыто против недавних друзей, которые, как обычно, не были готовы к такому повороту событий. Епископ Герман, специально прибывший в Британию, пытался спасти страну, объединив и подняв британцев на борьбу против захватчиков, и частично это ему удалось – британцы прекратили выяснение отношений и обратили мечи против завоевателей. Но триумф был недолгим – король не слишком ладил с христианством, и к проблемам политическим добавились религиозные распри. Затем Вортигерн умер, не оставив после себя преемника, и на этом закончились британские победы. Престарелый Герман отправился на континент искать помощь британцам, но смерть помешала и ему. Теперь, казалось, никто и ничто не сможет остановить спокойное, размеренное завоевание англосаксами британских земель. Пешие ратники германцев уверены в своем превосходстве и безо всякого труда разбивают неорганизованные воинства бриттов. В огне гибнут старые города и церкви, в панике бегут британцы в Галлию, где на Армориканском полуострове уже есть поселения, основанные британскими воинами, сражавшимися в войске Максима. Там им суждено основать провинцию, которую назовут Бретанью или Малой Британией, ибо Великой Британии, как виделось им, пришел конец.

Однако события сложились иначе. Среди оставшихся на острове смельчаков оказалось немало представителей старой римской аристократии. Свыкшись с зеленым островом, ставшим им второй родиной, эти «последние из могикан» не пожелали расставаться с любимыми землями, а старая воинская закалка пригодилась им как нельзя кстати. Среди этой «старой гвардии» особенно выделялись двое – престарелый патриций Амброзий Аврелиан и его молодой племянник Арторий (или Артур, как называли его британцы, так и не привыкшие к римским именам)[3]. Вместе они смогли объединить британцев и в трудных боях замедлить продвижение саксов, а в начале 6 столетия возмужалый Артур нанес врагу сокрушительное поражение у горы Бадон, надолго закрепив границы свободной Британии, получившей впоследствии название Уэльс.

Воинские успехи Артура, завоевавшего всеобщую любовь и уважение, гарантировали ему трон новообразованного британского государства, а также почетное место в легендах и сказаниях, на которые потомки не скупились. Правда, конец правления Артура был омрачен попыткой государственного переворота, в центре которого стал родственник короля Медраут. Немало бед принесла и супруга Артура – гордая и своевольная Гвинфевар, чей нрав не раз навлекал гнев короля и пересуды его ближайшего окружения. Но все же слава и личное обаяние Артура сдерживали все смуты в стране, а его воинская доблесть и преданная личная гвардия – рыцари Круглого Стола – заранее обрекали на неудачу все происки заговорщиков.

К сожалению, период мира и процветания оказался недолговечным. После смерти короля претендентов на трон оказалось несколько, а поставленный королем наследник оказался не так удачлив, как его прославленный отец. В стране возобновились междоусобицы, и свободная Британия пришла в упадок. Все меньше людей жило в городах, что сказывалось на общем уровне цивилизации. Пользуясь моментом, саксы отбирали у бриттов все больше и больше земель, сохранив за ними лишь небольшую территорию на западе острова. Постоянно воюющие принцы не давали культуре или образованию подняться до былого уровня, а прятавшиеся в лесах язычники-друиды не таились более и стали усиливать свое влияние среди сородичей, что им вполне удавалось. Тем не менее в Британии (теперь – в Уэльсе) оставались церковные школы, а духовенство сохраняло относительно высокий уровень грамотности и морали. Начавшийся во времена Артура кельтский ренессанс продлился по инерции еще несколько поколений, а агрессия англосаксов была если не остановлена, то по крайней мере замедлена. Это оказалось очень кстати, поскольку британцы своей героической борьбой отвлекли внимание захватчиков от соседнего острова – Ирландии.



«Последний грешник и последний неуч»

Ирландия, отделенная от Британии узким проливом, мало отличалась от «старшего соседа» и культурой, и жизненным укладом, и религией. Вот только в одном отношении Изумрудному острову (так называют свою родину сами ирландцы) повезло больше – каледонские пикты не давали покоя римским легионерам, и потому Агрикола, хваставшийся, будто сможет подчинить себе Ирландию с помощью всего одного легиона, вынужден был отказаться от своей затеи, поскольку даже с помощью всей имеющейся в его распоряжении армии он не мог завоевать Каледонии.

В результате римляне предпочли не трогать соседей, и ирландские скотты не давали знать о себе вплоть до рокового 381 года, когда Максим оставил Британию без армии в безрассудной попытке завоевать римский трон. Оставшаяся без надежной защиты страна стала лакомым куском для мстительных пиктов, к которым теперь присоединились ирландцы, еще до того промышлявшие пиратством в северных морях (тем более, к тому времени скотты, войдя в союз с пиктами, основали на севере Британии колонию под названием Далриада). Богатство и роскошь римских городов, вилл и усадеб привлекали внимание смельчаков, привыкших добывать себе пропитание силою оружия. А таких смельчаков в Ирландии хватало. Ирландские курраги – небольшие каркасные лодки, обтянутые кожей и вооруженные одним или двумя прямыми парусами, несмотря на скромный внешний вид, обладали прекрасными мореходными качествами и способны были на длительные морские путешествия. Ирландские легенды говорят о монахах, переплывших Атлантический океан, а скандинавские саги – об ирландских пиратах, наводивших страх на викингов[4].

Для такого храброго народа, как кельты, штурмовать оставленные римлянами стены и валы или высадиться на западном побережье Британии с отрядом разбойников не составляло особого труда. Поэтому конец 4 – начало 5 века стали для британцев «временами тяжкими», когда нашествия с севера и запада практически не прекращались. И если города могли оказать разбойникам хоть какое-то сопротивление, а села не представляли дли них особого интереса, то римским виллам и усадьбам пришлось нелегко.

В числе разграбленных и сожженных в те годы британских домов и поселений была вилла Кальпурния близ поселка Баннавен Таберния. Кальпурний был одним из оставшихся на острове римских богачей, бывшим к тому же дьяконом местной церкви. Пикты и скотты здесь не отступили от своих обычаев – вилла была разграблена дочиста, а что не досталось разбойникам, погибло в огне. Судьба хозяина неизвестна, но его пятнадцатилетний сын Маун был захвачен и в числе других пленников, на дне куррага, связанный по рукам и ногам, был привезен в Ирландию, а там – продан в рабство. Предания донесли до нас имя хозяина Мауна – Милху. Говорили также, что юноше приходилось работать на нескольких господ сразу и жить впроголодь. Впрочем, сам пленник вспоминал подробности иного рода. Находясь в рабстве, Маун обрел в душе глубокую и сильную веру. Тяжелые условия жизни, разлука с родителями и друзьями побуждали его искать утешения в Боге, а пастушеский труд, который поручили пленнику, позволял уделять молитве немало времени. Там, на зеленых холмах, под проливным дождем, холодным снегом или палящим солнцем юноша познавал Бога, дававшего ему утешение «подобно тому, как отец утешает сына своего». И среди тягот невольничьей жизни у Мауна сложилось глубокое осознания того, что Господь ведет и направляет его, не оставляя ни на миг, не отнимая от него Своей хранящей десницы.

Проведя в рабстве шесть лет, Маун смог бежать. Во время молитвы ему явился ангел, сказавший, что снаряженный корабль ждет своего беглеца. Последовав совету небесного посланца, он пустился в путь и прибыл в порт, где ухитрился попасть на купеческий корабль, направлявшийся в Галлию. По прибытии моряков ожидало разочарование – страна была разорена очередным варварским нашествием (дело ведь было в начале 5 века, когда британцы снаряжали армию против вандалов), и ирландским купцам заодно с беглым невольником пришлось выживать своими силами, заодно отбиваясь от разбойников. После многих приключений он, наконец, оказался дома, но только для того, чтобы вскоре опять покинуть родину: глубокие духовные переживания в годы рабства не могли пройти бесследно, и Маун решает посвятить жизнь служению Богу. Он отправляется в Галлию и учится в монастыре св. Мартина Турского, где в то время преподавал св. Герман Окзеррский. Талантливый богослов и неутомимый проповедник, к тому же тесными узами связанный с Британией (возможно, знакомство его с Мауном состоялось во время одной из поездок епископа в Британию), Герман оказал сильное влияние на молодого ученика. И хотя в учебе успехи Мауна были невелики, но ревность по Богу в нем за школьные годы только выросла. После Галлии Маун отправляется на учебу в Рим, а затем – получает рукоположение. В те времена часто, принимая духовный сан или постригаясь в монахи, человек принимал вместе с ним и новое имя. Новое имя принял и Маун: теперь его звали Патриций, или Патрик – на кельтский манер.

Служение Патрика в Италии и Галлии было успешным и плодотворным. До сих пор во Франции ходят истории о чудесах, которые Патрик совершил в тех местах. Тем не менее Изумрудный остров, шесть лет приходившийся Патрику и тюрьмой, и домом, не был забыт, и однажды во сне новоиспеченному монаху снова является ангел, представший в образе человека по имени Викториций[5]. Викториций подал Патрику письмо, назвав его «голоса ирландцев». В письме говорилось: «Святой брат, приди и будь с нами». Иными словами, беглому рабу суждено было вернуться в чужую страну, но уже в обличье христианского миссионера.

Как раз тогда папа римский Целестин отправил в Ирландию миссионера по имени Палладий, однако буря помешала ему высадиться на острове, и миссионер отправился в Британию (благо и там работы Божьему служителю хватало), где и умер. Маловероятно, что папу обрадовала весть о неудаче его посланника, но сделанного не вернуть. Тем не менее страна оставалась без миссионера, и потому видение, явившееся Патрику, было как нельзя кстати. Благовестник-доброволец без проволочек получил благословение и в 432 году был препровожден на миссионерскую ниву. Таким оборотом событий были довольны все – и папа, желающий расширить пределы Царства Божьего, и миссионер, желающий сделать доброе дело и Богу, и людям, и, как оказалось позже, сама Ирландия, которую Патрик уже не покинет.

Дальнейшая судьба святого окутана легендами и преданиями, верить которым нелегко даже самым доверчивым исследователям. Говорят и о том, что святой изгнал из Ирландии всех змей, воскресил половину ирландских национальных героев, и многое другое. Но кое-что можно сказать с уверенностью.

Патрик (ставший после смерти святым Патриком) путешествовал по Ирландии, насаждая новые церкви и монастыри (многие из новообращенных изъявляли желание принять монашеский обет). Проповедь его сталкивалась со многими трудностями. Языческие короли и друиды встретили проповедника новой веры крайне враждебно. Патрик пишет, что ему не раз приходилось терпеть преследования от властей, а легенда описывает его чудесное спасение от засады, устроенной друидами. Патрик с товарищами проходили по лесу, где их ждали убийцы. Однако когда христиане проходили мимо засады, убийцы не увидели их – им показалось, будто мимо проходит несколько оленей[6][3]. А молитву, сложенную Патриком тогда, запомнили под именем «Оленьей молитвы» или «Щита св. Патрика».

Зато со стороны королей гонения были редки – чаще они исходили непосредственно от друидов, зато власть имущие принимали Благую весть с охотой. Сохранилась история об одном принце, пожелавшем принять крещение. Совершая обряд и говоря наставления, Патрик нечаянно поставил свой посох на ногу принцу и облокотился, тем самым пробив ему ногу. Принц же не проронил ни единого стона до самого конца обряда. И только в конце Патрик увидел, что нога у крещаемого вся в крови и что виной тому его посох. Удивившись, он спросил принца, отчего же он ничего ему не сказал. На это принц ответил, что полагал, будто это входит в обряд крещения и требуется для принятия новой веры.

Причин тому могло быть несколько. Во-первых, личные качества и красноречие Патрика, его знакомство с жизнью и бытом ирландцев (не исключено, что чудеса святого также сыграли в этом немаловажную роль). Во-вторых, друиды, игравшие весьма важную роль в укладе кельтского общества и способные наложить заклятие, которому даже король обязан был подчиниться, могли стать занозой для самих королей. Принятие же новой религии могло сослужить хорошую службу ирландским королям, сделав их целиком независимыми от друидов. Поэтому многие сторонники Патрика могли принять христианство также и из политических соображений (к слову, именно политическими мотивами будут руководствоваться через тысячу лет германские и английские правители, поддерживая Реформацию). Тем не менее усилия святого и искренность ирландцев, принимавших крещение несмотря на угрозы друидов, не могут не вызвать восхищения, а их вера – подлежать сомнению.

Известна доподлинно еще одна подробность из жизни и служения святого. Ирландцы регулярно совершали набеги на Британию (благодаря одному из таких набегов юный Патрик и оказался в Ирландии), британцы же вместе с галльскими римлянами, чтобы защищаться, вынуждены были воздавать врагу сторицей. Однажды один из отрядов то ли бриттов, то ли римлян высадился в Ирландии, где совершили карательный рейд по ирландским поселениям. Возглавлял рейд человек по имени Коротик (Кередиг). Он был одним из мелких британских вождей, который отправился на подвиги по многочисленным просьбам бриттов, и за это ему пожаловали земли, известные впоследствии как королевство Кередигион. Желая надолго отбить у ирландцев охоту нападать на соседей, Кередиг прибегнул к старой как мир тактике огня и меча. С отрядом воинов он грабил окрестные селения, убивая и уводя в рабство мирных жителей. При этом «задели» и деревню, которая уже была обращена стараниями Патрика. Возмущенный пастырь шел тогда к воинам и требовал освобождения пленных. В связи с этим святой написал «Послание к воинам Кередига», дошедшее до наших дней. Неизвестно, чем окончились споры святого с воинами. Известно только, что Кередиг вернулся в Британию, а Патрик продолжил миссионерский труд.

А однажды «начальство» Патрика пыталось отозвать его из Ирландии в связи с интригами против святого на континенте. Возможно, что проблемы Патрика были связаны с ересью Пелагия, утвердившейся в Британии. Вероятно, Патрик, как выходец из британской церкви, мог оказаться (или показаться) сторонником пелагианства. Произведения Пелагия встречались в библиотеках ирландских монастырей, и то ударение на святость, которое делали кельтские монахи, наталкивает на мысль, что официально осужденное учение могло найти пристанище на краю земли. Тем более, что крайне слабая связь с Римом оказалась одним из ключевых факторов, сформировавших кельтскую церковь. Еще святого могли заподозрить в арианстве – ереси, весьма распространенной в те времена. Такой вывод напрашивается из многочисленных заверений в ортодоксальности Патрика в «Исповеди», а также древних гимнах, посвященных ему. Впрочем, предположения остаются предположениями. Но из произведений Патрика мы узнаем, что возникшие проблемы были как-то связаны с грехом, совершенным Патриком в молодости, но уже после обращения. Он признался в нем своему другу, с которым вместе учились, и тот помог Патрику покаяться и убедиться в Божьем прощении. Теперь же среди врагов Патрика оказался тот самый старый друг, который рассказал о прошлом грехе «кому надо». Однако потом папа римский Гонорий встал на защиту святого, и на том все завершилось[7].

Историческая судьба святого Патрика во многом схожа с историей короля Артура – оба великих кельта сделали много для своих народов, оба завоевали широкую популярность практически сразу же после смерти, оба много веков спустя прославились далеко за пределами своих стран, и с именами обоих связано столько легенд, что многие сомневаются в их историчности. Здесь Патрику повезло больше: он оставил после себя, по меньшей мере, два документа, подлинность которых признается большинством исследователей. Это – «Исповедь» (своеобразная апология, написанная во время конфликта с начальством) и «Послание к воинам Кередига» (написанная во время превентивно-карательного рейда британцев на ирландской территории). «Исповедь» повествует о приходе Патрика к Богу и его призвании на служение, служении в Ирландии и конфликтах с начальством в Риме (или Галлии). Кроме того, два его стихотворных жизнеописания были написаны спустя примерно полвека после смерти святого – гимн Секундия и гимн Фиакка. Первый приписывается Секундию, соработнику Патрика, и датируется не позже 448 года. Подлинность его сомнительна, однако латынь и стиль написания выдает в авторе человека образованного и знакомого с греческой и римской поэзией. Второй датируется шестым веком и написан на древнегэльском языке в стиле, обычном для кельтских бардов. Его подлинность обычно не оспаривается.

В любом случае, можно сказать с уверенностью, что миссия Патрика в Ирландии была успешной. Начался процесс христианизации страны, который затронул как простой народ, так и правителей. Ирландцы-христиане фигурировали в истории еще до Патрика (например, Целестий, товарищ Пелагия, или епископ Мансуэт; именно «к скоттам, верующим в Иисуса» был послан Палладий у Беды Достопочтенного), но все они были обращены, скорее всего, в Британии или Галлии. Организованная церковь в Ирландии была начата именно Патриком, который учредил в городе Армаге архиепископский престол, поставил множество священников и епископов, а после его смерти архиепископом стал Фиакк – филид и близкий сподвижник святого. Сохранились даже документы, относящиеся к первому (и, скорее всего, единственному) ирландскому собору, на котором были утверждены правила для священников и монастырей.

Святого Патрика можно считать основателем кельтской церкви, и история столь необычного явления в христианстве начинается именно с этого святого – беглого раба, добровольно принявшего оковы служения ради спасения ирландского народа. Верность Патрика своему призванию и своей пастве воздалась ему сторицей – кельтская церковь на Изумрудном острове укрепилась и распространилась на близлежащие страны, а сам святой до сих пор почитается ирландцами, став любимым героем страны и народа, которому посвятил свою жизнь. День св. Патрика стал национальным праздником Ирландии и ирландцев, а листок клевера (с его помощью святой якобы объяснял ирландцам тайну Троицы) национальным гербом. Верность служителя своей пастве вернулась к нему сторицей в веках, и поныне Патрик неотделим от Ирландии, а Ирландия – от Патрика. Да и к чему отделять пастыря от народа, которому он служил, а народ – от своего благодетеля? В истории аналогов Патрику немного, и среди своих коллег ему повезло больше других: судьба не обделила его радостью труда, а история – заслуженной славой.

Вот что пишет о Патрике «История бриттов», валлийская хроника 9 века:

«Святой Патрик в течение сорока лет проповедовал чужестранцам христово евангелие, совершал апостольские чудеса, возвращая слепым зрение, а глухим—слух, исцелял прокаженных, изгонял из тел человеческих одержавших их бесов; он воскресил девять покойников, выкупил на свои средства множество пленников обоего пола, составил триста шестьдесят пять или даже больше молитвословов. Основал столько же, то есть триста шестьдесят пять церквей. Рукоположил триста шестьдесят пять или даже более епископов, в коих обитал дух божий. В священнический сан он возвел около трех тысяч человек и обратил в веру христову и окрестил лишь в области Коннахта двенадцать тысяч; кроме того, в один день Патрик окрестил семерых королей, сыновей короля Амолгита.

Сорок дней и сорок ночей постился Патрик на вершине холма Эйле, то есть Круахан Эйле, где, находясь под открытым небом, смиренно обратился к всевышнему с тремя мольбами о тех ибернцах, которые приняли святую веру. Первая его мольба, как говорят скотты, состояла в том, чтобы всякий, хотя бы подойдя к пределу жизни своей, покаялся; вторая, чтобы никогда не истребляли их чужестранцы; третья, чтобы никто из ибернцев не дожил до суда божьего, но ради святого Патрика окончил жизнь за семь лет до этого дня. Патрик благословил народы Ибернии, находясь на том же холме, на который взошел, дабы помолиться за них и узреть плоды своих трудов им на пользу. И слетелись к нему неисчислимые многоцветные птицы, дабы он благословил также и их, и это обозначает, что все святые обоего пола родом из ибернцев в день страшного суда предстанут ему, своему отцу и наставнику, чтобы последовать за ним на судилище. Позднее в благостной старости он вознесся туда, где ныне вкушает и вовеки будет вкушать безмятежную радость. Аминь.»





«Остров святых и ученых»

Факторы, повлиявшие на становление кельтской церкви

Но теперь оставим ненадолго миссионерские труды святого Патрика и посмотрим на причины, которые помогли его трудам увенчаться успехом и приносить столь обильный плод. Почему кельтская церковь стала такой, какой она была? Какие причины повлияли на ее становление, какие факторы определили ее судьбу?

Во-первых, это географическое положение Ирландии. Как и скандинавские земли, британские острова лежали в стороне от торных путей купцов и воинов, благодаря чему долгое время оставались вне общих событий. И если Британия была достаточно близка, чтобы привлекать завоевателей (от Цезаря до нормандцев), то маленькая Ирландия, будто укрытая тенью Британии от посторонних глаз, мало кого интересовала. Тем более, что британцы не слишком жаловали непрошеных гостей, и потому потенциальным покорителям Ирландии было просто не до нее (римляне пытались захватить, но их вовремя отвлекли пикты; пытались саксы, но их благополучно разбили). Благодаря такой обособленности Ирландия меньше проникалась внешним влиянием и дольше сохранила патриархальный уклад быта, клановую организацию общества, походившую скорее на первобытные племена, чем на феодализм. Вплоть до Тюдоров и Реформации страна была разделена между племенами, которые никогда не прекращали враждовать между собой. Довольно простой быт как простолюдинов, так и знати гарантировал относительное взаимопонимание между классами общества, а слабость тенденций к объединению государства гарантировала сохранение привычного уклада жизни. Иными словами, географическое положение Ирландии обусловило отличие ее, непохожесть на другие страны Европы.

Вместе с Ирландией «на отшибе» лежала и ирландская церковь, что сохранило ее от всех экспериментов римской курии. Даже епископов ирландские церкви и монастыри избирали себе сами – чем и отличались от своих собратьев Галлии или Италии, где священника назначал епископ, епископа – только архиепископ, а того – папа. Зато, отмежевавшись от остальной Европы и не имея ни возможности, ни желания бороться за власть в стране, кельтская церковь избежала многих опасностей, выпавших на долю остальной Церкви. Борьба с монархами за власть и утверждение папской теократии, ереси и нетерпимость – все эти прелести средневековья миновали зеленые земли, не представлявшие стратегической важности ни для земных завоевателей, ни для духовных наставников.

Второе, что повлияло на становление кельтской церкви, – это незаурядный творческий гений ирландского народа, создавшего уникальную культуру, до сих пор вызывающую удивление, восхищение и подражание. Неудивительно, что кельтские барды играли в жизни своего народа куда большую роль, чем это было принято в те времена. Если германский сказитель был всего лишь достойным украшением славного пира, а в Риме играть на музыкальных инструментах считалось недостойным аристократа, то почитание поэтов входило в обязанности ирландского короля, а многие из них и сами не прочь были заняться стихосложением.

Поэзия филидов и бардов заметно и выгодно отличались от поэзии германской или греко-латинской. Этому способствовал и мистический характер кельтского язычества, в котором силы природы одухотворялись и наделялись тайным значением. В результате кельтские певцы даже после христианизации если не обожествляли природу, то высоко ценили ее. Поэтому Гомер и Гесиод в зеленых полях видели прежде всего источник пищи, в бескрайнем море – торговые пути, а в могучих лесах – дерево для строительства. Римские поэты могли восхищаться сельской жизнью, приветствовать весну, однако не выходили за рамки общих понятий – красоты родной земли для них были всего лишь фоном для жизни, работы или праздников. То же самое можно сказать о германцах или скандинавах – для них природа была либо практическим подспорьем (море как дорога для кораблей или лес как сырье для копий) либо враждебной стихией (свирепые волны, острые скалы), которой требовалось противостоять. Потому и эльфы с гномами у германцев большей частью злые, а наяды и дриады у греко-римлян – либо безразличные к людям, либо опасные. Зато для кельтов природа была полна неземной завораживающей красоты, исполнена смысла и блага. А порождение природы – феи, эльфы и прочий волшебный народ – оказывались хорошими и открытыми к контактам с людьми (правда, любили хитростью заманивать к себе людей, где те оставались навеки, но это скорее от большой любви, чем от вредности). Старый бард в завещании просит похоронить его в лесу, чтобы он слышал шелест листьев, шум ветра, чтобы мимо него сказали олени и пробегали зайцы. Друиды в заклинаниях и мистериях окружают себя силами стихий, не орудуя ими как бездушными инструментами, но общаясь как с друзьями или богами. Понятие дружбы в кельтской литературе также отличалось от германского (царившего в то время в варварской Европе), предполагая тесные взаимоотношения на весьма глубоком уровне. Само название для друга – «друг души» или «задушевный друг» (гэльское anamcara) - предполагает нечто большее, чем просто товарища или однокашника. У такого друга ищут не только помощи или совета, но и утешения, и просто общения, такой друг знает все твои секреты и слабости и потому является лучшим помощником или советчиком.

Таким образом кельты во многом отличались как от греков с римлянами, так и от германских народов. Обладая огромной творческой энергией, они создали свою культуру, значительно отличавшуюся от той, которая преобладала в Европе Темных Веков. Поэтому и церковь, возникшая среди кельтских народов и свободная от внешнего влияния, белой вороной выделялась среди христианского мира той эпохи.

И третье, что сформировало кельтскую церковь, – это неистощимая энергия и мудрость Патрика и его преемников, не только посвятивших свои жизни Богу и ирландцам, а свое слово подкреплявших делом, но и сумевших понять, почувствовать, уловить неповторимость местной культуры и с уважением относиться к ней, насаждая новую веру. Новое вероисповедание неизбежно влечет за собой новую культуру. Так миссионеры из Рима вместе с именем Христовым приносили и достижения римской цивилизации – каменные дома, белый хлеб, письменность и латынь. Так Русь после крещения испытала сильнейшее влияние греческих порядков: греческие епископы, греческий язык в богослужении, греческие книги в библиотеке, и даже Софийский собор в Киеве строился по образцу одноименного собора в Византии. Неизбежно подобный процесс должен был происходить и в Ирландии. Однако святой Патрик, проведя шесть лет на Изумрудном острове, прекрасно знал его язык и обычаи. Поэтому в своем служении он ориентировался именно на местные обычаи. В качестве примера можно привести две истории.

Однажды в городе Тара, где находилась резиденция короля Лугайра, был ежегодный языческий праздник, на котором друиды зажигали священный огонь. Раньше них никто из присутствовавших в Таре либо ее окрестностях не имел права зажигать ни факелов, ни очага в доме. Но этот праздник совпал с Пасхой, и Патрик оказался неподалеку. Он поднимается на самый высокий холм и зажигает костер – в честь воскресения Христа. Друиды, одновременно удивленные и напуганные, объявляют королю, что если этот дерзкий огонь не погасить, он будет гореть вечно и заполонит всю Ирландию. Король, естественно, дает приказ погасить огонь, однако несмотря на все усилия королевского войска и друидов, и огонь, и его возжигатели остались в безопасности. А на следующий день святой отправился в королевский дворец проповедовать Евангелие.

В другой раз Патрику довелось проповедовать в одном селении, где неподалеку стояло языческое капище в честь солнца, построенное в виде кольца (вроде Стоунхенджа). Проповедь оказалась удачной, и селение покаялось. Естественно, тут же в народе появились предложения снести нечистое сооружение. Однако Патрик посоветовал своей пастве воздержаться от разрушения памятника истории, а, наоборот, достроить его так, чтобы на кольцо был наложен крест. Идея оказалась удачной, и подобные сооружения стали появляться повсюду. Потом ввиду громоздкости крестообразных стоунхенджов а также под влиянием христианской традиции орнамент из круга и креста начали ставить вертикально – под ними священники и монахи проповедовали и молились, пока не было возможности построить церковь. Первые кресты были простыми, без украшений. Однако впоследствии их стали украшать орнаментом из цветов и листьев, а еще позже – изображениями Христа и святых. Так появился кельтский крест. В каждой из этих историй мы видим, как святой Патрик смешивает традиции христианские с традициями кельтскими, а Благую Весть приспосабливает к местной культуре и обычаям – не изменяя, но преображая, сохраняя нетронутой суть и правила веры, но одев их в привычную ирландцам оболочку.

Не последнюю роль в этом деле сыграл Фиакк, биограф святого Патрика и его преемник на епископской кафедре в Армаге. О его деятельности достоверной информации сохранилось мало. Известно только, что Фиакк принадлежал к филидам и оставался верен музам на епископском поприще, о чем свидетельствует его биография св. Патрика, написанная стихом, характерным для ирландских саг, и к тому же полная мифологических аллюзий. Помимо фактов, изложенных самим Патриком в «Исповеди», Фиакк рассказывает немного о служении святого, плодах его трудов и смерти. Здесь биография реального исторического лица превращается в волшебную сказку в типично ирландском стиле. Ирландцы молятся, чтобы Патрик пришел к ним обращать их в истинную веру, друиды предсказывают королю приход новой эпохи, а Бог обещает на страшном суде привести вех ирландцев к Патрику, дабы он повел свою паству к Божьему престолу. Когда приходит час смерти святого, солнце останавливается в небе, птицы поют в одном хоре с ангелами, а священники засыпают, очарованные дивной музыкой. Сам же святой не может отправиться на небеса без лучшего друга, которому также настало время помирать. Таким образом уже в первом поколении кельтских христиан наблюдается смешение культур, благотворное как для Ирландии, так и для ее церкви.

Поэтому Фиакк как на словах, так и на своем примере подтверждает тот факт, что ирландская интеллигенция довольно быстро христианизировалась и приобщилась к церкви, отчего выиграли обе. Филиды и барды (а с ними – и ирландская литература) приобщились к истинной вере, обрели обитель на небесах и в христианском мире. Христианство же получило своего рода монополию на культурное развитие страны, чем поспешило воспользоваться (тем более, что письменности и образования, кроме народного творчества, на острове тогда не существовало, и конкурентов у монахов в этой отрасли не было).

В первые десятилетия своего существования кельтская церковь представляла собой несколько общин, которые, вероятно, курировались святым и его преемниками. Кроме того, первое время ирландская церковь поддерживала тесную связь с внешним миром. Документы собора, который, как сообщают сами документы, состоялся во времена Патрика либо вскоре после него, говорится, помимо прочего, об отношениях с британскими священниками. Однако в связи с беспорядками в Британии в годы войн с саксами и после смерти Артура страна, давшая начало кельтской церкви, сама в конце концов стала нуждаться в духовной опеке. Лишившись поддержки ближайшего христианского соседа, ирландская церковь быстро изолировалась от окружающего мира. Удивительного в этом мало, поскольку вся Европа переживала тогда не лучший период времени. Церковь в Риме страдала одновременно от варваров различного происхождения и византийцев, которые никак не могли поделить между собой остатки Западной империи. По схожей причине страдала Галлия – тем более, что после франкского завоевания нравы в тамошних церквах страдали гораздо хуже римских и британских. Конечно, обе стороны делали все возможное, чтобы поддерживать хоть какие-то контакты, но о пастырской опеке или административном надзоре и речи быть не могло. А потому церковь в Ирландии должна была развиваться самостоятельно, создавая свои традиции, мало связанные с Римом или другими духовными центрами ранней церкви.

«История бриттов», начало работы над которой приписывают еще Гильде Премудрому, современнику Артура, говорит о 365 епископах и 3000 священниках, которых Патрик рукоположил во время своего земного служения. Данные его наверняка преувеличены, но налицо тот факт, что после смерти святого в Ирландии осталось немало епископов, священников и монахов, способных продолжить его дело. Одной из них была святая Бригида (453-523). Дочь рабыни-христианки родом из пиктов и ее хозяина язычника-скотта Дубтаха, она еще в детстве отличалась набожностью. Когда мать продали одному друиду, Бригида вначале оставалась при ней, затем должна была вернуться к Дубтарху, а позже смогла получить свободу. Оказавшись на воле, Бригида пошла в монастырь, где была посвящена в монахини самим Патриком. Приняв обеты, она стала много путешествовать и проповедовать Евангелие, приобретая много душ для Христа.



Кельтское монашество

В Армаге находилась архиепископская кафедра, были на острове и епископы. Однако наибольшую роль в жизни церкви играли монастыри. Кельтский монастырь строился по принципу языческих друидических братств (естественно, ни о каких языческих практиках не могло быть и речи) – несколько хижин с церковью, больницей, трапезной и мельницей. Стоял монастырь обычно у реки и огораживался земляной или каменной стеной. Популярность монашеского образа жизни среди ирландских христиан была вызвана не только религиозным энтузиазмом, но и родовым строем ирландского общества. Люди тогда жили семьями-кланами, и каждый привык ощущать себя частью своей семьи, своего рода. Монастырь же именно так и выглядел – своего рода «большое общежитие», выражаясь современным языком. Это и студенческий городок, и трудовая коммуна, и лагерь туристов – словом, все, о чем только может мечтать заядлый коллективист (а ведь таковыми и были древние ирландцы). Неудивительно, что монашество столь быстро прижилось на ирландской почве, и со второй половины 5 века все ирландское духовенство было монашеским. Его стараниями был основан не один монастырь, и было положено начало практики смешанных монастырей. В таких монастырях жили монахи и монахини. Жили они, естественно, раздельно, но под началом одного аббата (или аббатисы).

Монахи занимались проповедью язычникам, научению служителей (практически все церковные служители того времени были монахами), переписью и изучением книг, а также помощью путешественникам. При многих монастырях были школы, в которые впоследствии даже местная знать будет отдавать своих служителей. Кроме того, монахи сами обрабатывали землю и обеспечивали себе пропитание. Мессу они служили по разным чинам, и уставы в монастырях отличались друг от друга.

Общим для них всех было стремление к святости и благочестию (для этого они и шли в монастырь) – причем к благочестию особого рода. Понятие кельтской святости обычно включало в себя аскетизм, бескорыстие, миссионерское рвение, принципиальность в вопросах веры и чести, смирение перед Богом (но не всегда перед людьми) и привычка говорить правду в глаза. Бескорыстие и чистота жизни кельтских монахов подчеркивалась даже во времена Беды Достопочтенного, когда конфликт между кельтской и римской церквами еще не совсем утих. Возможно, корни кельтской святости кроются в учении Пелагия о свободе воли (влияние Пелагия было сильно в Британии, а в одном из ирландских монастырей работы Пелагия включены в один сборник вместе с Иеронимом, Патриком и житием Мартина Турского). Возможно, определенную роль сыграл и природный темперамент скоттов, населявших Ирландию и Шотландию. Кельтский аскетизм чаще всего включал в себя строгую жизнь наподобие той, что вел Иоанн Креститель: отречение от роскоши и длительные духовные упражнения. Уставы наиболее значительных кельтских монахов Колумбана и Колумбы были намного строже распространенного в то время бенедиктинского устава (Бенедикт и его последователи меньшее ударение делали на аскетические подвиги и большее – на физический труд и научные занятия), и потому Рим неодобрительно относился к кельтскому аскетизму, всячески способствуя переходу ирландских монастырей на бенедиктинский устав.

Вместе с тем религиозный элемент монашества смешивался в кельтском монашестве с романтическим. Ведь каков был удел ирландского монаха? Привольное житье на лоне природы (которая в Ирландии прекрасна как нигде) вдали от мирской суеты и в кругу немногочисленных единомышленников, богатый досуг наедине с книгами и простор для творчества, путешествия в дальние страны по бескрайнему морю или непроходимым лесам, проповедь язычникам или научные изыскания (в худшем случае – труд переписчика или фермера). В принципе, человек с романтической жилкой может только мечтать о таком уделе, а ведь именно из творческой интеллигенции – бардов и филидов – вышла большая часть кельтского духовенства. Посему не стоит удивляться романтическому ореолу, окружавшему многих святых кельтской церкви. Для кельта-христианина аскетизм представлялся вовсе не строгим и трудным, а подвиг христианской жизни – овеянным романтикой не меньше приключений гордых воителей или бесстрашных мореплавателей (впрочем, ни то, ни другое не было чуждо кельтским клирикам). Романтическое отношение к монашескому подвигу видно в стихотворении, сложенном ирландским монахом и проповедником 7 века св. Манханом:

Прошу я Тебя, Сын Бога Живого, владыки от века,
О маленькой келье в далеком краю – чтоб жилищем была мне.

Пусть будет у кельи пруд неглубокий с водами чистыми,
Подобный святой благодати Господней, что грех омывает.

Пусть мою келью со всех сторон лес густой окружает,
Где средь ветвей песней радуют сердце птицы небесные.

Пусть через пруд ручей протекает, солнцем согретый,
Пусть будет земля к земледелью пригодна для всяких растений.

Пусть будут мои духовные дети дружны и верны,
Послушны всегда и смиренны пред Богом в молитвах сердечных.

Пусть будет числом их три по четыре, четыре по три,
При всякой нужде для служенья пригодных в церквах отчизны.

Дважды по шесть и шесть раз по два – мне для подмоги,
Дабы повсюду молились Богу, что солнцем движет.

Церковь пригожая, шитьем убранная – Богу вместилище;
Свечи горят негасимым пламенем над Книгой священной.

Надобно будет место устроить для нужд телесных,
Чистых от похоти, страстей плотских и помыслов грешных.

В монастыре бы завел я хозяйство. Скажу без утайки:
Коров бы я, кур и пчел разводил, рыбачил бы с радостью.

Имел бы я так и одежду, и пищу от Владыки и славного
И счастливо жил бы, Господа славя в труде и молитве.

Нельзя упускать из виду и элемент сугубо религиозный, даже духовный. Тексты дошедших до нас молитв создают впечатление, будто для кельтских христиан важно было осознавать присутствие Бога во всех сферах человеческой жизни. Бог сравнивается со светом и разумом, мечом и кольчугой, Бог стоит у постели спящего и пробуждает ото сна, направляет в пути и помогает в труде. Бог является в ветре и огне, дожде и молнии, земле и скалах, объемлет «спереди, сзади, справа, слева и изнутри». Осознание Божьего присутствия помогает Патрику в борьбе с друидами в гражданских войнах и конфликтах с начальством. Бог помогает монахам в аскетических подвигах, так что наложенные обеты становятся не в тягость.

Такой «практический мистицизм» обусловлен, с одной стороны, влиянием первых миссионеров (в трудах Патрика видны зачатки этой традиции), с другой – мистическим характером ирландского язычества (недаром многие языческие заклинания перелагались в христианские молитвы). Не последнюю роль сыграло и кельтское понимание дружбы: «другом души» называли кельты и Бога, и духовного наставника, отца-настоятеля, которого избирал себе монах, приносящий обеты. Таким образом и простое церковное послушание, приобретающее в наши дни самые извращенные формы, превращалось в глубокие отношения, основанные на взаимной симпатии и взаимопонимании.



Кельтская ученость

Еще Патрик придавал огромную важность наставлению и научению паствы (об этом можно судить по его «Исповеди»). Вполне возможно, что в основанных им монастырях появлялись какие-либо школы, а если верить преданиям, то первую школу святой основал в Армаге в 450 году. Точными сведениями мы не располагаем, однако скорее всего то, что вплоть до начала шестого века ирландские книгочеи учились в школах Уэльса и Галлии. Когда же после смерти Артура королевство бриттов в Уэльсе окончательно пришло в упадок[8], многие из тамошних христиан устремились в Ирландию, что положительно отразилось на состоянии ирландской церкви. Спустя меньше чем столетие после смерти святого Патрика страна была полна церквей и монастырей, а при монастырях были сильные богословские школы. Уровень грамотности в таких школах был достаточно высок (многие кельтские монахи знали еврейский и греческий, чем не мог похвастать даже Григорий Великий), в них обучали священников и миссионеров, а также переписчиков церковных книг. Св. Колумба, ни разу не ступавший за пределы Британских островов, повторял в латинских гимнах стилистические приемы Цицерона и Амвросия; св. Колумбан, также получивший образование в ирландских школах, в своих проповедях цитировал Августина, Амвросия Медиоланского, Иеронима, Фортуната, Сульпиция Севера и Григория Великого, а его «Морская песня» в точности повторяет «Песню гребцов» римского поэта Клавдиана. В уцелевших до наших дней монастырях сохранились рукописные кодексы, включавшие не только библейские книги, но и произведения Патрика, Иеронима, житие св. Мартина Турского, а также Пелагия, несколько кодексов Нового Завета – и это притом, что подавляющее большинство ирландских и шотландских монастырей пострадали от набегов викингов, а позже – от рвения протестантов. До нас дошло, может быть, меньше сотой доли того, чем располагали монастыри в 5-8 столетиях.

Среди прочих монастырей наиболее выделаются монастыри Армаг, Банкор, Клонард, Клонмакнойс, Дерри и Глендоло. Впоследствии большое влияние приобрели монастыри в Ионе и Линдисфарне – благодаря заслугам миссионеров святых Колумбы и Айдана. Ирландские монастырские школы пользовались немалым авторитетом и влиянием в Западной Европе, а в Армаге из-за обилия студентов, приезжавших из Англии, появился даже английский квартал. Беда Достопочтенный указывает, что ирландцы принимали студентов из всех стран, не требовали с них платы ни за обучение, ни за жилье и вдобавок давали с собой книги. Для коренных же ирландцев обучение было обязательным – старшие сыновья и дочери из каждой семьи отдавались в науку с тем, чтобы сделаться монахами (по желанию, конечно). Отдавали в науку детей с 6 или 7 лет и обучали до 17 лет (если ученик желал быть рукоположенным – до 20 лет). Учили ирландцы родной язык, латынь, греческий, Библию, Отцов церкви, всеобщую и национальную историю, классическую литературу (Гомер, Вергилий, Цицерон) и естественные науки (Евклид). Возможно, в ходу были еврейский язык и философия – во всяком случае, в некоторых монастырях эти дисциплины преподавались.

Существовало семь ученых степеней, для получения самой низшей нужно было наизусть прочесть все 150 псалмов (как раз в духе ирландских бардов, специалистов по части устного творчества). Правда, сами барды и филиды мало прониклись новыми веяниями, продолжая творить песни и саги в старых традициях. Зато монахи с уважением относились к преданиям своей родины, собирая и сохраняя древние легенды и песни, а заодно перерабатывая на родной лад библейские истории и жития святых. Все ирландские летописи ведут свое начало от полулегендарного договора между Лугайром, языческим верховным королем Ирландии, Дубтахом, главой бардов, и святым Патриком. Эти трое будто бы решили начать записывать события ирландской истории и держать записи в Таре, в королевстве Мит. Проверить достоверность этой истории трудно, однако в Ирландии со времен Патрика велись летописи как на ирландском языке, так и на латыни.



Кельтское странничество

Большинство монастырей находилось в самой Ирландии, однако нередки были случаи, когда монахи покидали родину и отправлялись на другие острова или даже на континент. Ирландцы были искусными мореходами, и на утлых кожаных лодочках способны были покрывать значительные расстояния. Пускались они в путешествия по разным причинам – кто из миссионерской ревности, кто отправлялся в изгнание замаливать грехи, кто искал уединения. Такое странничество называлось у кельтов «странничество Христа ради» (peregrinatio pro Christi), и целью его была не проповедь или миссионерство, но просто поиск подходящего места для монашеской жизни. Уже было сказано, как ирландцы любили монашескую жизнь – уединение на лоне природы, верные друзья и мудрые книги. Пускаясь в путешествия, они искали именно этого, а если по дороге им и приходилось совершать подвиги иного рода (проповедь язычникам, научение неграмотных или освоение новых земель), то они относились к ним как к части своего «странничества».

Лучшим примером кельтского «странничества» является получившая у современных ученых прозвище «монашеской Одиссеи» легенда о плавании святого Брендана. Монах по имени Брендан услыхал о лежащей далеко за океаном Обетованной земле святых – сохранившемся после потопа Эдемском саду. Взяв с собой товарищей, он отправился через океан к этой земле и после многочисленных приключений достиг ее, после чего вернулся в монастырь, где и умер. Хотя Обетованная земля и является видоизмененным вариантом волшебных островов ирландской мифологии, а сама история – переосмыслением древних саг о путешествиях в эту самую землю; история эта, вероятнее всего, имеет под собой реальную основу – исторический Брендан был основателем Клонфертского монастыря, умершим в 577 году и знакомым с великим миссионером древности св. Колумбой. Он вполне мог отправиться в плавание на поиски новых земель, пересечь Атлантический океан и достичь Фарерских островов, Гренландии, а может, и американского континента. В 1970-х годах несколько ученых во главе с Тимом Северином предприняли попытку пересечь Атлантику на кожаной лодке, наподобие тех, что были у ирландских монахов. Попытка окончилась успехом, что служит док
  





христианские стихи поэзия проза графика Каталог творчества. Новое в данном разделе.
  Этический взгляд на послушание жены
( Любовь Александровна Дмитриева )

  Подарок Царю (Рождественская пьеса)
( Любовь Александровна Дмитриева )

  РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ
( Любовь Александровна Дмитриева )

  ОБРАЩЕНИЕ К СВЕТУ
( Любовь Александровна Дмитриева )

  Пустынники или песня о первой любви
( Любовь Александровна Дмитриева )

  Акварельный образ
( Любовь Александровна Дмитриева )

  Город мертвых
( Любовь Александровна Дмитриева )

  РИМСКИЕ МУЧЕНИКИ
( Любовь Александровна Дмитриева )

  Узкий путь
( Любовь Александровна Дмитриева )

  Бестревожная ночь. Как уютно в притихнувшем доме!..
( Зоя Верт )

  Военная весна
( Зоя Верт )

  Чужие звёзды
( Дорн Неждана Александровна )

  Оправдания и обличение
( Зоя Верт )

  Молчанье - золото...
( Зоя Верт )

  Проснуться...
( Зоя Верт )

  В краю, где сердце не с Тобой...
( Зоя Верт )

  Тянуться к Богу...
( Зоя Верт )

  Уплывают вдаль корабли
( Артемий Шакиров )

  Христос Воскрес! (в исполнении Ольги Дымшаковой)
( Владимир Фёдоров )

  С Девятым Мая, с Днём Победы!
( Артемий Шакиров )

  Жесткое слово
( Федорова Людмила Леонидовна )

  Сидоров Г. Н. Христиане и евреи
( Куртик Геннадий Евсеевич )

  Скорбь
( Красильников Борис Михайлович )

  Портрет игумена Никона (Воробьёва). 2021. Холст, масло. 60×45
( Миронов Андрей Николаевич )

  Богоматерь с Младенцем. 2021. Холст, масло. 70×50
( Миронов Андрей Николаевич )

  Апостол и евангелист Марк. 2020. Холст, масло. 60×60
( Миронов Андрей Николаевич )

  Отец Иоанн (Крестьянкин). 2020. Х., м. 60/45
( Миронов Андрей Николаевич )

  Апостолы Пётр и Павел. 2021. Холст, масло. 60×60
( Миронов Андрей Николаевич )


Домой написать нам
Дизайн и программирование
N-Studio
Причал: Христианское творчество, психологи Любая перепечатка возможна только при выполнении условий. Несанкционированное использование материалов запрещено. Все права защищены
© 2024 Причал
Наши спонсоры: