Христианская проза
Христианская поэзия
Путевые заметки, очерки
Публицистика, разное
Поиск
Христианская поэзия
Христианская проза
Веб - строительство
Графика и дизайн
Музыка
Иконопись
Живопись
Переводы
Фотография
Мой путь к Богу
Обзоры авторов
Поиск автора
Поэзия (классика)
Конкурсы
Литература
Живопись
Киноискусство
Статьи пользователей
Православие
Компьютеры и техника
Загадочное и тайны
Юмор
Интересное и полезное
Искусство и религия
Поиск
Галерея живописи
Иконопись
Живопись
Фотография
Православный телеканал 'Союз'
Максим Трошин. Песни.
Светлана Копылова. Песни.
Евгения Смольянинова. Песни.
Иеромонах РОМАН. Песни.
Жанна Бичевская. Песни.
Ирина Скорик. Песни.
Православные мужские хоры
Татьяна Петрова. Песни.
Олег Погудин. Песни.
Ансамбль "Сыновья России". Песни.
Игорь Тальков. Песни.
Андрей Байкалец. Песни.
О докторе Лизе
Интернет
Нужды
Предложения
Работа
О Причале
Вопросы психологу
Христианcкое творчество
Все о системе NetCat
Обсуждение статей и программ
Последние сообщения
Полезные программы
Забавные программки
Поиск файла
О проекте
Рассылки и баннеры
Вопросы и ответы
 
 Домой  Христианское творчество / Миронов Андрей Николаевич / К вопросу о вечных муках Войти на сайт / Регистрация  Карта сайта     Language христианские стихи поэзия проза графикаПо-русскихристианские стихи поэзия проза графика христианские стихи поэзия проза графикаПо-английскихристианские стихи поэзия проза графика
христианские стихи поэзия проза графика
христианские стихи поэзия проза графика
Дом сохранения истории Инрог


Интересно:
Рекомендуем посетить:

 


К вопросу о вечных муках

«Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными...» (1 Кор. 15:51-52). «Для того и сила воскресения Христова такова, что в Нем воскрешено уже все человечество. Это уже всем принадлежит, к славе ли кто воскреснет, или не к славе» (Свт. Феофан Затворник).

Итак, согласно учению Церкви, при Втором Пришествии Христа произойдет всеобщее воскресение мертвых и каждый будет судим по делам его, или так сказать – в том состоянию духа, в котором предстанут на Суд уже не изменятся люди, но праведные укрепятся в праведности и более не упадут, нечестивые – уже не смогут стать праведными.

При этом и воскресшие и не знавшие смерти обретут преображенные тела, избавленные от заразы первородного повреждения. Согласно прп. Максиму Исповеднику, к последствиям такой заразы (порчи) относятся: тленность, смертность и страстность, которые в физическом смысле понимаются как подверженность старению, разлучению тела и души, страдательность, ощущение боли.

Осужденные пойдут в муку: «тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25:41). Разумеется, страдать будет не только душа, но и тело, о чем говорят многие Отцы, и это логично: человек есть душа и тело, которые воссоединятся в конце времен, следовательно страдать будет весь человек, а не только его душа.

Не понятно другое: как может страдать, переносить мучения преображенное тело и как может сохранять божественную славу (ибо Адам, потому и облекся в «кожаные ризы», что пал) и во славе нетления отдано на поругание бесам? Если же тела грешников вновь обретут падшую природу, то для чего преображались, и как могут существовать вечно для огня, если будут тленными?

Впрочем, приведенный парадокс – не более чем один среди прочих в ряду эсхатологических вопросов, и хотя «говорю вам тайну...», не означает «открываю...», быть может имеет вполне простое и убедительное решение.

Или: как возможно человеку в Царствии Небесном не иметь сокрушения о том, что другие люди, и в частности его сродники, будучи осужденными, пребывают в аду, страдают и мучениям этим не будет конца? Абсурдно считать, что в Царствии Небесном возможны какие либо духовно-нравственные терзания, абсурдно считать и то, что спасенные теряют память или становятся бесчувственными эгоистами.

Однако, куда более принципиальным и как показывает история Церкви не разрешимым до сего дня остается главный вопрос эсхатологического ряда: как Бог, который есть Любовь, мог дать бытие тем, о которых заранее знал, что они отвергнут Бога, пусть даже в свободной воле, но отвергнут и тем обрекут себя на вечные муки? Духовная слепота, своего рода глупость сродни неразумности младенца, привязанность к греховным наслаждениям – причина такого выбора, ибо сам себе ни кто не враг, ни кто не желает мучений себе и даже отрекаясь от Бога, человек тем самым изъявляет желание пребывать во грехе, следствием которого является мука, но не верным будет утверждать, что при этом таковой человек и сами мучения желает себе.

Божественная любовь вовсе не исключает предание человека страданиям, но не иначе как ради пользы ему, для вразумления, предупреждения и недопущения большего греха, чем уже совершённый, примера другим людям в стойкости и верности Богу страдающего человека... Однако в случае нескончаемости мук имеем страдания лишенные смысла, как если бы Любовь Божья по отношению к грешникам была бы местью, причем в силу нескончаемости этой мести – бесконечно более жестокой, чем все злодеяния, когда либо совершенные человеком.

В святоотеческой литературе разрешение этого вопроса либо игнорировалось отцами, либо высказывалось предположение о возможном спасении всех.

Как известно, впервые, развернутое учение о всеобщем восстановлении сформулировал христианский апологет 2-3 века Климент Александрийский, который допускал конечность адских мук, возможность покаяния грешников и даже падших ангелов, предполагал, что адские муки могут быть очистительным огнем для них. Ученик Климента, Ориген более детально развил это учение, однако в русле окровенено чуждых христианству представлений о мироздании, как то идеях о предсущесвовании и переселении душ, цикличном развитии истории и т.п. Оригеновские взгляды были осуждены Церковью, и следует заметить, что при этом не были осуждены, впрочем и не одобрены (как бы оставляя вопрос открытым) воззрения свт. Григория Нисского, так же осуждавшего заблуждения Оригена, но идею о возможности всеобщего спасения в том числе и дьявола поддерживал. Более того, Шестой Вселенский Собор включил имя свт. Григория в число «святых и блаженных отцов», а Седьмой Вселенский Собор назвал святителя «отцом отцов».

И все же 9-й анафематизм (из десяти) приписываемых Пятому Вселенскому Собору видится предельно ясным: «Кто говорит или думает, что наказание демонов и нечестивых людей временно и что после некоторого времени оно будет иметь конец, или что будет после восстановление демонов и нечестивых людей, – да будет анафема».

Казалось бы в вопрос о вечных муках закрыт и все же не отрицая авторитет и безошибочность постановлений главного земного вероучителя, отметим несколько аспектов поставленной им «точки».

Во-первых, следует отметить, что Пятый Вселенский Собор постановлений не оставил. До наших дней дошли тексты послания против Оригена архиепископу Мине, предположительно составленного императором Юстинианом, в заключительной части которого изложены десять упомянутых анафематствований. Они то и были приняты Собором, только не Вселенским, а Поместным Константинопольским Собором 543 года по определению не обладающим вселенской полнотой. Кроме того, очень важно отметить то обстоятельство, что Собор 543 года, не был включен в число поместных Соборов, за которыми Церковь признала вселенское достоинство, коих одиннадцать из великого множества. Тем самым Вселенская Церковь высказала свое отношение к нему: не отрицаем, но и не утверждаем.

10 правил Собора произвольно включили в собрания деяний V Вселенского Собора, но в 17 веке были обнаружены еще 15 анафематизмов, имеющих явную параллель с десятью адресованных Мине. Их так же внесли в собрания актов Соборов. При этом следует отметить, что они не содержат утверждения десяти анафематизмов Поместного Собора 543 года и не касаются вопросов всеобщего спасения людей.

Во-вторых, обратим внимание, что в постановлении Собора говорится о вечности наказания демонов столь же определенно, сколько и о вечности наказания людей. И тогда зададим вопрос несколько иначе: возможно ли спасение на Страшном Суде тех, кто был осужден на суде частном, или же участь грешников по смерти неизменна? И здесь мы видим, что однозначного ответа у Церкви на это нет. При этом Церковь молится не только о живущих, но и об усопших. Зачем же молиться если ни чего уже изменить нельзя: спасенные спаслись, погибшие погибли? Кроме того, Церковь имеет не одно предание о том, как по молитвам живущих посмертная участь грешников менялась и даже молитва о судьбе одного из самых последовательных гонителей христиан императора Трояна, по смерти богоборца была услышана.

В Страстную субботу возглашает Церковь: «Царствует ад, но не вечнует над родом человеческим...». Свт. Григорий Богослов пишет: «Может быть, они [грешники] будут там [в аду] крещены огнем - этим последним крещением, самым трудным и продолжительным, которое поядает вещество как сено и потребляет легковесность всякого греха». В свою очередь и прп. Исаак Сирин явным образом указывает на конечность адских мук, благоразумно остерегая при этом людей проявить беспечность в том, чтобы в расчете на искупление греха в муках временных, безудержно наслаждаться грехом до времени: «Остережемся в душах наших… и поймем, что хотя геенна и подлежит ограничению, весьма страшен вкус пребывания в ней, и за пределами нашего познания - степень страдания в ней».

Совершеннейшим образом явствует из всего перечисленного, что Собор, справедливо отвергая учение о конечности адских мук, говорит о неизменности состояния тех тварей, что на и Страшном Суде не изменят своему греховному выбору. И в этом действительно не приходится сомневаться. Разумеется не будет второго, третьего... пятого Страшного Суда. Не потому что Бог обиделся и не пожелает дать еще один шанс падшим, а потому что в том не будет ни какого смысла. После всеобщего воскресения Истина откроется людям в полноте, явно и без искажений, и после этого события не останется ни чего, что смогло бы переменить выбор человека между нечитым и благим. Другими словами даже сотни последующих «шансов» ни чего не изменят.

Однако, в том то и видится благой смысл Страшного Суда, чтобы дать возможность спастись тем, кто был осужден на суде частном, а не в том чтобы подобно кассационной инстанции, впрочем, при неизменном «составе» суда, еще раз оправдать оправданных и осудить осужденных: «Господь и на страшном суде будет не то изыскивать, как бы осудить, а как бы оправдать всех. И оправдает всякого, лишь бы хоть малая возможность была» (свт. Феофан Затворник).

Полагаю не разумным будет не делать ни какого различия между выбором человека в земной жизни и выбором того же самого человека, но уже с учетом его посмертного опыта. Даже здесь, на земле, иной раз выбирая зло, и выбирая его сознательно, в свободной воле, но не имея полноты его «вкуса», проходим те или испытания и нередко меняемся, как бы другими глазами взираем на то что сотворили еще вчера и в отвращаемся от того что прежде принимали, и делаем это в свободной воле, осознанием ошибки, а не принуждением мукой. Правда не принуждает, но способствует освобождению человека. Так и в аду душа человека не принуждается к любви, но осознаёт её ценность и пагубность греха.

Вот, еще пылает ненавистью к брату человек и готов растерзать его, но убив и видя окровавленное тело, теперь уже с ненавистью взирает на убийство, и тут же кается, потому что увидел грех как он есть и его последствия. Словно спала пелена с его глаз, открылось явно, то что было не явно, словно скрыто было как за запотевшее стекло... По смерти не будет этих «стекол», все откроется человеку, не будет уже сомнений, недопонимания, искаженного восприятия действительности, национальных, исторических, религиозных предрассудков... Будет Истина открыта, так что даже знание упразднится (1 Кор. 13: 8) и тогда воскреснув, вместе с телом обретет человек и утраченную волю, которую теряет душа при разлучении с плотью, и в свободной воле и в полноте познания добра и зла, насколько возможно получить его за гробом, сделает человек свой последний выбор.

Следует обратить внимание и на то обстоятельство, что едва ли кто из живущих когда либо на земле достиг абсолютного бесстрастия и в том состоянии представился Богу. Если и были таковые, то единицы. Во всяком случае к ним не относился благоразумный разбойник, первым вошедшим в рай, но не уничтоживший в себе страсти. Рай как обиталище душ разлученных с телом, или состояние праведников до дня всеобщего воскресения – еще не Новый Иерусалим (Откр. 21), еще не Царствие Небесное о котором говорим как о тайне будущего века, еще не полнота блаженства. И совершенно очевидно, что ни какая скверна не сможет войти в это Царствие. Отсюда, полагаю, что ни только ад станет пожирателем всякой неправды в человеке, но и рай тоже.

Сколько же спасется? Десять, двадцать, тридцать... все? Пудовый замок на ум и уста свои повесим. Не знаем мы сколько спасется. Знаем только, что если не осознаем свою пагубность и не отвратимся от греховного, будем страдать вечно, если же раскаемся, а раскаянье – суть изменение человека, то спасемся.

Но, возвращаясь к началу разговора, разве не имеем в Писании слов Христа, просто и казалось бы однозначно возвещавшего что не все спасутся: «тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25:41)? Имеем это в Писании и слова Христа – истина. Еще говорил: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5), еще: «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6:53). Стало быть, миллионы людей по всему свету, те что от рождения не имели, по независящим от них причинам, и не имеют возможности ни то чтобы креститься и причастится, но и услышать что либо о Христе, рождаются на свет обреченными на вечные муки, рождаются без шансов на спасение? Разве Господь не спаситель всех, разве это пример любви? А кто крестил и причастил разбойника, справа от Христа которому Богом сказано: «... ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43), кто крестил и причащал живших прежде Христа, ужели отрицать будем слова апостола Петра о сошествии Господа во ад ради спасения многих: праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным...» (1 Пет. 3:18-20), пророка Осии: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (Ос. 13:14)?

Страшные слова Христа: «И пойдут сии в муку вечную» (Мф. 25:46). Сам Бог говорит нечестивым людям, что они погибнут. Что можно к этому добавить? Пожалуй, разве что другие страшные слова, донесенные Богом через Иону: «... еще сорок дней и Ниневия будет разрушена!» (Ион. 3:4).

Помыслим же себе, что мы и есть те самые ниневитяне, живущие в отпущенные Богом 40 дней, с той лишь разницей, что о дне и часе том (Мф. 24:36) не ведаем, а им, страшная дата была открыта. Помыслим с той лишь разницей, что им, по завершению отпущенных дней, обещал Господь разрушение города и гибель всех живущих в городе, а мы имеем слова о смерти вечной. Что же мы видим? Разрушена была Ниневия? Погибли ниневитяне? Нет. Но возопили: «Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем» (Ион. 3:9). Покаялись от млада до старого «и увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел» (Ион. 3:10).

Ужели не знал Господь, что Ниневия разрушена на будет. Знал, потому и сказал «будет разрушена» что не желал разрушения, потому и спаслись ниневитяне, что поверили пророку, а поверив оделись во вретища... Покуда есть надежда на спасение Бог не приговор выносит людям, но лишь то, что полезно нам говорит. И если бы сказал ниневитянам: «спасетесь все», погибли все до единого.

Откуда же нам ныне знать, сколько людей покается в конце времен, когда будет явлена Слава Божья так как ни одному пророку и не одному народу и не одному праведнику до ныне? И если поверили ушам своим ниневитяне, как не поверим глазам и не внемлем последней проповеди спасения?


artmiro.ru
  





христианские стихи поэзия проза графика Каталог творчества. Новое в данном разделе.
  Матери Божьей с рассветом хвалу воспою...
( Зоя Верт )

  Этический взгляд на послушание жены
( Любовь Александровна Дмитриева )

  Подарок Царю (Рождественская пьеса)
( Любовь Александровна Дмитриева )

  РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ
( Любовь Александровна Дмитриева )

  ОБРАЩЕНИЕ К СВЕТУ
( Любовь Александровна Дмитриева )

  Пустынники или песня о первой любви
( Любовь Александровна Дмитриева )

  Акварельный образ
( Любовь Александровна Дмитриева )

  Город мертвых
( Любовь Александровна Дмитриева )

  РИМСКИЕ МУЧЕНИКИ
( Любовь Александровна Дмитриева )

  Узкий путь
( Любовь Александровна Дмитриева )

  Бестревожная ночь. Как уютно в притихнувшем доме!..
( Зоя Верт )

  Военная весна
( Зоя Верт )

  Чужие звёзды
( Дорн Неждана Александровна )

  Оправдания и обличение
( Зоя Верт )

  Молчанье - золото...
( Зоя Верт )

  Проснуться...
( Зоя Верт )

  В краю, где сердце не с Тобой...
( Зоя Верт )

  Тянуться к Богу...
( Зоя Верт )

  Уплывают вдаль корабли
( Артемий Шакиров )

  Христос Воскрес! (в исполнении Ольги Дымшаковой)
( Владимир Фёдоров )

  С Девятым Мая, с Днём Победы!
( Артемий Шакиров )

  Жесткое слово
( Федорова Людмила Леонидовна )

  Сидоров Г. Н. Христиане и евреи
( Куртик Геннадий Евсеевич )

  Скорбь
( Красильников Борис Михайлович )

  Портрет игумена Никона (Воробьёва). 2021. Холст, масло. 60×45
( Миронов Андрей Николаевич )

  Богоматерь с Младенцем. 2021. Холст, масло. 70×50
( Миронов Андрей Николаевич )

  Апостол и евангелист Марк. 2020. Холст, масло. 60×60
( Миронов Андрей Николаевич )

  Отец Иоанн (Крестьянкин). 2020. Х., м. 60/45
( Миронов Андрей Николаевич )


Домой написать нам
Дизайн и программирование
N-Studio
Причал: Христианское творчество, психологи Любая перепечатка возможна только при выполнении условий. Несанкционированное использование материалов запрещено. Все права защищены
© 2024 Причал
Наши спонсоры: