Христианская проза
Христианская поэзия
Путевые заметки, очерки
Публицистика, разное
Поиск
Христианская поэзия
Христианская проза
Веб - строительство
Графика и дизайн
Музыка
Иконопись
Живопись
Переводы
Фотография
Мой путь к Богу
Обзоры авторов
Поиск автора
Поэзия (классика)
Конкурсы
Литература
Живопись
Киноискусство
Статьи пользователей
Православие
Компьютеры и техника
Загадочное и тайны
Юмор
Интересное и полезное
Искусство и религия
Поиск
Галерея живописи
Иконопись
Живопись
Фотография
Православный телеканал 'Союз'
Путь к Богу
Максим Трошин. Песни.
Светлана Копылова. Песни.
Евгения Смольянинова. Песни.
Иеромонах РОМАН. Песни.
Жанна Бичевская. Песни.
Ирина Скорик. Песни.
Православные мужские хоры
Татьяна Петрова. Песни.
Олег Погудин. Песни.
Ансамбль "Сыновья России". Песни.
Игорь Тальков. Песни.
Андрей Байкалец. Песни.
О докторе Лизе
Интернет
Нужды
Предложения
Работа
О Причале
Вопросы психологу
Христианcкое творчество
Все о системе NetCat
Обсуждение статей и программ
Последние сообщения
Полезные программы
Забавные программки
Поиск файла
О проекте
Рассылки и баннеры
Вопросы и ответы
Наши друзья
 
 Домой  Статьи / Кому врем? Войти на сайт / Регистрация  Карта сайта     Language 
В блаженные и мучительные неофитские времена я честно отдала дань всем мыслимым и немыслимым заблуждениям, по очереди впадая то в левый уклон, то в правый, то в мучительный ригоризм, то в необузданную вольность и потакание малейшим слабостям.По-русски
В блаженные и мучительные неофитские времена я честно отдала дань всем мыслимым и немыслимым заблуждениям, по очереди впадая то в левый уклон, то в правый, то в мучительный ригоризм, то в необузданную вольность и потакание малейшим слабостям. 
В блаженные и мучительные неофитские времена я честно отдала дань всем мыслимым и немыслимым заблуждениям, по очереди впадая то в левый уклон, то в правый, то в мучительный ригоризм, то в необузданную вольность и потакание малейшим слабостям.По-английски
В блаженные и мучительные неофитские времена я честно отдала дань всем мыслимым и немыслимым заблуждениям, по очереди впадая то в левый уклон, то в правый, то в мучительный ригоризм, то в необузданную вольность и потакание малейшим слабостям.

В блаженные и мучительные неофитские времена я честно отдала дань всем мыслимым и немыслимым заблуждениям, по очереди впадая то в левый уклон, то в правый, то в мучительный ригоризм, то в необузданную вольность и потакание малейшим слабостям.

В блаженные и мучительные неофитские времена я честно отдала дань всем мыслимым и немыслимым заблуждениям, по очереди впадая то в левый уклон, то в правый, то в мучительный ригоризм, то в необузданную вольность и потакание малейшим слабостям.
Дорога к храму
Жизнь в Церкви
Семья
Детский вопрос
Святые и подвижники
Милосердие
Наука и вера
Работа и профессия
Далеко
Миссия
Рядом с чудом
Cовременники
Рецепты блюд
Читаем
По - немногу обо всем
Праздники
Паломничества

Помогите построить храм!
Интересно:
Google
Web www.priestt.com
Рекомендуем посетить:

 

В блаженные и мучительные неофитские времена я честно отдала дань всем мыслимым и немыслимым заблуждениям, по очереди впадая то в левый уклон, то в правый, то в мучительный ригоризм, то в необузданную вольность и потакание малейшим слабостям.
Кому врем?


В блаженные и мучительные неофитские времена я честно отдала дань всем мыслимым и немыслимым заблуждениям, по очереди впадая то в левый уклон, то в правый, то в мучительный ригоризм, то в необузданную вольность и потакание малейшим слабостям.

Постепенно, путем, полным шишек, синяков и огромной, почти невместимой любви Божией, я потихоньку выбралась из зыби на более-менее твердую почву. Многие вопросы, еще недавно казавшиеся огромными и неразрешимыми, вдруг сами собой исчезли как тает постепенно в небесной синеве выпущенный из детской ладошки воздушный шарик. Честно говоря, жаль того упоительного времени, пусть даже в чем-то горчащего и мучительного. Первая любовь – она только раз в жизни бывает... И как замечательно, что она была!

Моя «первая любовь» оставила по себе один вопрос, ответа на который я не могла найти, как ни пыталась. Что значит – «простить»? Как я узнаю, что действительно простила человека?

С первых церковных дней со всем жаром неофита я перебирала в памяти былые горькие и тяжелые ситуации, пытаясь понять, как я отношусь к тем, кто в свое время причинил мне немало боли и зла. Я же хотела быть как можно «правильной» христианкой, значит, обидчикам нужно было отпустить все их несправедливости и пакости – и память услужливо говорила, дескать, все, я всех простила и никому не желаю зла. Я изо всех сил старалась в это поверить, действительно, не желая зла обидчикам, только вот при некоторых воспоминаниях по-прежнему очень мешала царапающая боль в душе.

И тогда я засела за книги, чтобы разобраться наконец в том, что же это за штука такая – прощать. Сколько было перечитано и святоотеческих писаний, и современной психологической литературы...   И вот что я в конце концов поняла.

У любого события должно быть естественное логическое завершение. И любой проступок должен завершаться прощением. В нормальном естественном ходе событий получается так, что неприятность произошла, за ней следует всплеск эмоций (увы, нам очень и очень далеко до аскетов, овладевших своими эмоциями), после чего я   готовы ситуацию от себя отпустить.

Но наша общая беда заключается в том, что нас с самого раннего детства под самыми разными соусами учат эмоции свои подавлять, тогда как гораздо «экологичнее» было бы учиться эмоции осознавать и давать им разрядку цивилизованным путем. И получается вот такая нехорошая штука. Я намеренно утрирую, чтобы было понятнее. Допустим, мне кто-то причинил очень сильную боль – ударил камнем, наступил на ногу, злобно зашиб – неважно. Важно то, что в момент этой агрессии мой организм непроизвольно реагирует вспышкой боли и гнева по адресу обидчика. Если я этот гнев и обиду осознаю и выражаю, пусть даже просто фразой «ах ты зараза!», я тем самым   эту эмоцию отпускаю от себя   и дальше способна спокойно обдумать ситуацию и решить для себя, как дальше вести себя по отношению к обидчику. И мое последующее нежелание ему зла – это мое свободное решение, свободное в первую очередь от малейшей тени негативных эмоций.

Проблема заключается как раз в том, что нас учать эту самую первую эмоцию проглатывать, не осознавая и не выражая ее ни в какой форме. Получается, что когда-то давным-давно я обиду слопала, и вот она кипит себе тихонько где-то в глубинах души. А что происходит с перегретым паром? Правильно, он стремится вырваться наружу, и чем дольше идет кипение, тем больше накапливается пара. Но воспитание-то не позволяет пар выпускать. Значит, что остается? Я начинаю в ответ крышку снаружи припирать чем-то тяжелым, лишь бы не дать пару вырваться. А чем можно припереть «крышку» в душе? Только собственной душевной энергией, душевными силами...

Вот и получается, что вместо того, чтобы направить эти силы на что-то творческое, созидательное, я только и делаю, что сдерживаю одну, другую, пятую, стодвадцатьвосьмую эмоцию, застрявшую в душе после каких-то давних непроработанных психологических травм. И получается такая нехорошая штука – благое неофитское стремление не иметь ни на кого обид, помноженное на далеко не самое оптимальное воспитание, приводит к тому, что ответные обиды, злость, гнев и все прочие эмоции просто-напросто вытесняются из сознания, я не даю себе возможности их осознать, изо всех сил убеждая себя, что больше ни к кому не испытываю недобрых чувств.

Но вся штука-то в том, что эти чувства УЖЕ есть, душа уже переполнена ими, день ото дня пропитываясь источаемым ими ядом. И именно поэтому так болезненны и навязчивы воспоминания о многих ситуациях, когда я были обижаема и гонима. И, самое главное, кому вру-то, пытаясь сделать вид, что не держу ни на кого зла? Себе и вру... Ведь Господь-то наши чувства давным-давно видит и знает, вот в чем штука. И для него весь накопленный мной запас гнева, обиды, злости, ярости далеко не новость.

Так кого я боюсь, перед кем стесняюсь обнажить израненную и отравленную ядом обид душу? Я ж только себе хуже делаю, отказываясь увидеть и признать в себе эти УЖЕ существующие эмоции.

И вот когда все это до меня дошло, встал вопрос – а что дальше? Как реально избавиться от   всего того хлама, который на самом деле так и лежит в тайниках души? Идти бить морду или устраивать публичный скандал былому обидчику? Нет, это не выход. А что тогда?

На самом деле, нужно такое одновременно простое и невероятно сложное действие – наедине с самим собой постараться максимально честно проанализировать для начала хотя бы одну ситуацию из тех, которые все еще вызывают боль в душе. Постараться вспомнить, что именно произошло, кто какие поступки совершил и что сказал. Только проанализировать честно, не пугаясь собственных негативных чувств, кто бы ни оказался их адресатом.

И вот здесь меня ждала первая неожиданность. Мы сами не представляем, сколько в нас таится обид и горечи по адресу самых близких нам людей – родителей, детей, наставников... Нас с детства учат вытеснять, не замечать эти чувства, просто потому что это считается социально неприемлемым. Но штука-то в том, что по нашему падшему естеству эти чувства абсолютно нормальны и естественны. «Нормальны» – не в смысле «хороши», а в том смысле, что ничего иного от нас и ожидать-то нельзя.

По моему опыту, «отпустить» ситуацию, и даже просто осознать ее целиком с первого раза практически не удается – мысль все время уходит в сторону, уворачивается, настолько страшны это попытки встречи с самим собой. Но руки опускать все равно нельзя. Не с первого, так с третьего или с пятого раза, но сознание все-таки согласится выпустить на волю те слова, которые УЖЕ там есть, но которые просто пока блокированы.

Когда это со мной случилось впервые, я сначала просто перепугалась, настолько слова эти были грубы и вульгарны, я начала плакать, кричать, колотить подушки, рвать в клочья подвернувшуюся под руки бумагу – так выходила из меня боль и обида на родственников, в буквальном смысле слова психологически изнасиловавших меня в одиннадцатилетнем возрасте. Тогда я была слишком мала и не способна донести до окружающих, насколько больно они мне делали, буквально переламывая через колено в ситуации, которая на самом деле не стоила выеденного яйца.   К счастью, никого из близких в этот момент дома не было, так что никого своим взрывом я не напугала...

А что делать дальше, когда чувства и эмоции наконец в себе пойманы и опознаны, понятно и так, иной лечебницы, кроме исповедального аналоя, у нас нет.

А потом, после него, меня ждал второй сюрприз – потому что чувство легкости, промытого до хрустальной чистоты мира, солнца в душе – это все слишком слабые эпитеты, чтобы рассказать о том, что произошло, когда душа по-настоящему очистилась от злой памяти о прошлом.

И вот когда из воспоминаний ушла вся боль, царапины в душе перестали свербеть и болеть, энергия высвободилась просто атомная, поверьте мне!

Так что не надо давиться и глотать былые обиды, убеждая себя в том, что, дескать «Вася Пупкин меня обидел, но я на него гнева не держу». Наоборот, надо сознаться самому сбе «Я злюсь на Васю за то, что он причинил мне боль». И вот тогда это проговоренное и   исповеданное чувство нас действительно оставит, а некогда болезненная ситуация потеряет всю свою остроту.

И еще есть одна ситуация, которая у меня в свое время вызывала в душе сильнейшее напряжение и боль. Дело в том, что мы все, в основном, крещение приняли взрослыми, далеко не всегда осознанно подходя к самому таинству, осознавая серьезные, но такие давние, прегрешения и отказываясь от прежней греховной жизни. Конечно, это просто замечательно – родиться в глубоко верующей семье, с детства расти в церкви, впитывая с молоком матери основы христианской жизни. Но увы, так повезло очень немногим, а остальным приходится преодолевать множество самых неожиданных сложностей, возникающих в результате позднего и не вполне правильного воцерковления. Во всяком случае, у меня было именно так...

И вот тут нас может подстверегать такая штука – чем больше мы живем христианской жизнью, чем чутче и чувствительнее к греху становится душа, тем более неожиданные сюрпризы в собственном прошлом могут нас ожидать. Я, например, совершенно не была готова к тому, что меня в какой-то момент буквально накроет волной воспоминаний о том, что я творила в школьные годы, задолго до крещения, и что только сейчас я начала осознавать как пусть детские, но, тем не менее, серьезные грехи и нарушения заповедей.

Я знаю, что очень многие батюшки даже слушать не хотят, если речь заходит о грехах, совершенных до крещения. Они все давно омыты в таинстве, отпущены, поэтому вспоминать их не стоит. Да, согласна, если крещению предшествовала серьезная работа души, если таинство было принято осознанно, то маниакально копаться в прошлом ни в коем случае не нужно, иначе это превращается в какое-то начетничество и паранойю.

Но как быть, если крещение было совершено «за компанию», «потому что так положено», по настоянию родственников и еще тысяче подобных причин? Если работа души началась только сейчас, а память о грехе мучает и обдает жгучим стыдом?

Мне кажется, здесь как раз и нужно хотя бы в двух словах коснуться этих грехов на исповеди. Потому что совесть наша, к счастью, очень чутка, и пока мы не получим прощения за некогда совершенный проступок, память о нем так и будет жить в нашей душе и теле, в том числе и в виде той самой энергии, которую мы в свое время затратили на то, чтобы либо скрыть свой проступок от окружающих, либо на то, чтобы убедить самих себя в том, что ничего страшного не произошло, подумаешь, малость – то есть, снова в той или ино форме врали себе.

И вот эта заблокированная энергия и продолжает жить в теле, напоминая о былой вине. И чтобы высвободить ее, иного пути, кроме как получить прощение, нет...

Но если на эти вопросы я хоть какие-то ответы нашла, то с некоторыми другими я так пока и не знаю, что делать.

Как быть, если я чувствую вину перед человеком, а прощения попросить невозможно? Если этот человек умер или уехал далеко и с ним потеряна связь? А если он близко, но конфликт зашел так глубоко, что с ним и заговорить-то страшно или если точно знаешь, что он и слушать не станет, а в ответ накинется с бранью?

А вы что думаете об этом? Давайте поговорим вместе...



2008-03-03 10:38:00


Источник: http://www.pravmir.ru/



В блаженные и мучительные неофитские времена я честно отдала дань всем мыслимым и немыслимым заблуждениям, по очереди впадая то в левый уклон, то в правый, то в мучительный ригоризм, то в необузданную вольность и потакание малейшим слабостям. Статьи. Новое в данном разделе.
Как следует воспитывать ребенка, чтобы он вырос добрым и заботливымКак следует воспитывать ребенка, чтобы он вырос добрым и заботливым
Книги Симеона Афонского. Библия в современных притчах.Книги Симеона Афонского. Библия в современных притчах.
Ораниенбаум и его дворцыОраниенбаум и его дворцы
Путешествие в НикосиюПутешествие в Никосию
Как укрепить душу во время поста?Как укрепить душу во время поста?
История Казанской иконыИстория Казанской иконы
православные cтатьи,христианство,литература,искусство,религия,православный журнал,литературный журнал,православие культура  Христианская символика: Ихтус
православные cтатьи,христианство,литература,искусство,религия,православный журнал,литературный журнал,православие культура  Пасхальные традиции
Пещерный город Чуфут-КалеПещерный город Чуфут-Кале
Что подарить ребенку на день святого Николая?Что подарить ребенку на день святого Николая?
Немного о Виннице, соборная площадьНемного о Виннице, соборная площадь
Рождественский пост: что можно и чего нельзя?Рождественский пост: что можно и чего нельзя?
Исаакиевский собор - музей для душиИсаакиевский собор - музей для души
Паломничество на АфонПаломничество на Афон
Англия. Холм святого МихаилаАнглия. Холм святого Михаила
Стамбул - столица двух культурСтамбул - столица двух культур
Неуловимая Босния и ГерцеговинаНеуловимая Босния и Герцеговина
Болгарский город НесебырБолгарский город Несебыр
Замок Буда в ВенгрииЗамок Буда в Венгрии
Интересно о СтамбулеИнтересно о Стамбуле

Домой написать нам
Дизайн и программирование
N-Studio
Причал: Христианское творчество, психологи Любая перепечатка возможна только при выполнении условий. Несанкционированное использование материалов запрещено. Все права защищены
© 2020 Причал
Наши спонсоры: