Христианская проза
Христианская поэзия
Путевые заметки, очерки
Публицистика, разное
Поиск
Христианская поэзия
Христианская проза
Веб - строительство
Графика и дизайн
Музыка
Иконопись
Живопись
Переводы
Фотография
Мой путь к Богу
Обзоры авторов
Поиск автора
Поэзия (классика)
Конкурсы
Литература
Живопись
Киноискусство
Статьи пользователей
Православие
Компьютеры и техника
Загадочное и тайны
Юмор
Интересное и полезное
Искусство и религия
Поиск
Галерея живописи
Иконопись
Живопись
Фотография
Православный телеканал 'Союз'
Максим Трошин. Песни.
Светлана Копылова. Песни.
Евгения Смольянинова. Песни.
Иеромонах РОМАН. Песни.
Жанна Бичевская. Песни.
Ирина Скорик. Песни.
Православные мужские хоры
Татьяна Петрова. Песни.
Олег Погудин. Песни.
Ансамбль "Сыновья России". Песни.
Игорь Тальков. Песни.
Андрей Байкалец. Песни.
О докторе Лизе
Интернет
Нужды
Предложения
Работа
О Причале
Вопросы психологу
Христианcкое творчество
Все о системе NetCat
Обсуждение статей и программ
Последние сообщения
Полезные программы
Забавные программки
Поиск файла
О проекте
Рассылки и баннеры
Вопросы и ответы
 
 Домой  Статьи / ЖИВОПИСЬ-ПРОПОВЕДЬ. О творчестве Елены ЧЕРКАСОВОЙ Войти на сайт / Регистрация  Карта сайта     Language ЖИВОПИСЬ-ПРОПОВЕДЬ. О творчестве Елены ЧЕРКАСОВОЙПо-русскиЖИВОПИСЬ-ПРОПОВЕДЬ. О творчестве Елены ЧЕРКАСОВОЙ ЖИВОПИСЬ-ПРОПОВЕДЬ. О творчестве Елены ЧЕРКАСОВОЙПо-английскиЖИВОПИСЬ-ПРОПОВЕДЬ. О творчестве Елены ЧЕРКАСОВОЙ
ЖИВОПИСЬ-ПРОПОВЕДЬ. О творчестве Елены ЧЕРКАСОВОЙ
ЖИВОПИСЬ-ПРОПОВЕДЬ. О творчестве Елены ЧЕРКАСОВОЙ
Литература
Живопись
Киноискусство
Статьи пользователей
Православие
Компьютеры и техника
Загадочное и тайны
Юмор
Интересное и полезное
Искусство и религия
Поиск

Дом сохранения истории Инрог


Интересно:
Рекомендуем посетить:

 
ЖИВОПИСЬ-ПРОПОВЕДЬ. О творчестве Елены ЧЕРКАСОВОЙ
ЖИВОПИСЬ-ПРОПОВЕДЬ. О творчестве Елены ЧЕРКАСОВОЙ
( Михаил КУКИН )

ЖИВОПИСЬ-ПРОПОВЕДЬ
Чтобы стать христианским художником, современному художнику недостаточно взяться за христианские сюжеты и темы, пусть даже и с самыми благими намерениями. Его задача куда труднее: художнику надо внутренне дорасти до высоты этих сюжетов и в итоге найти для них убедительное и адекватное художественное выражение.


Тем не менее у Елены Черкасовой, о которой критики все чаще говорят как о художнике “дерзновенном”, как о “создателе своего художественного языка”, есть все основания называться современным христианским художником.




Елена Черкасова родилась в 1959 году в классической московской интеллигентной семье. Отец ее был крупным ученым, мать – преподавателем иностранного языка, дед страдал в сталинских лагерях, дядя – еще юношей был убит на войне. Учась в старших классах, Черкасова поступила в вечернюю художественную школу, которую, впрочем, не закончила. Отличалась характером бунтарским, официального советского искусства, так называемого “соцреализма”, не признавала, жить “правильно” не хотела, как не хотела и иметь чего-либо общего с комсомолом, делать официальную карьеру. В юности писала картины, имевшие некоторый успех в кругу ее друзей, андеграундной молодежи 80-х годов.

Однако хаос богемной жизни ее не устраивал, как бы выталкивал из себя. Пережив серьезный духовный кризис, Елена пришла к христианской вере, восприняв ее как спасительное чудо.

Вот что рассказывает о том времени старинный друг Черкасовой, священник Алексей Уминский: “Когда мы познакомились, мы были людьми совершенно другого круга. Мы были этакой московской богемой. Лена была художником, актрисой, поэтессой… Но когда наступило время задуматься о жизни, о самом главном, о вере, Лена пришла в Церковь и привела меня. Она бросила живопись, начала шить облачения священникам, пела на клиросе. Тогда же начала вписывать в богослужебные книги тексты утраченных страниц (отсюда, я думаю, в ее картинах такое место уделено слову, тексту)”.

После прихода к вере для Черкасовой начинается совершенно новая жизнь. Она глубоко изучает службу, читает много духовной литературы, общается с прихожанами и священниками. Служа псаломщицей, заботясь об одиноких стариках, зарабатывая скудные деньги шитьем облачений, Черкасова не видит для себя никакой возможности заниматься искусством. То, что она бы могла сделать как художник, ее уже заранее не устраивает, она даже не пытается продолжить рисовать. Одно время она думает заняться писанием икон, изучает иконописную традицию, но как раз в этот момент, в 1996 году, после 12-летнего перерыва, происходит возвращение к живописи. Сама Елена Черкасова рассказывает об этом как о внезапно пришедшем понимании иных, иносказательных возможностей говорить о Боге и о своей вере, не прибегая к языку иконописи и к языку традиционной реалистической живописи.

Можно сказать, что за годы молчания Черкасова придумала, выносила свой собственный художественный язык -– и однажды он пробился наружу.

С 1996 года Черкасова активно работает как живописец и график, практически не касаясь тем, не связанных с миром христианства. В 2001 году произошла ее встреча с московским галеристом Николаем Филимоновым, с тех пор регулярно проходят ее персональные выставки, в 2005 году вышел каталог ее работ с сопроводительной статьей искусствоведа Вильяма Мейланда.

Черкасова живет и работает в Москве, выезжая каждый год на несколько месяцев в деревню Теренькино под Угличем. Многие ее работы хранятся в частных собраниях в России и за рубежом.

Живопись Черкасовой, если пытаться дать ей максимально короткую характеристику, можно назвать “живописью-проповедью”, – не исповедью, а именно проповедью, поскольку автор не рассказывает нам о своих “настроениях” или “подсознании”, все его внимание собрано вокруг героев и событий, вокруг того, что и о ком он говорит. Сам художник при этом находится как бы на служебном положении, и, видимо, именно благодаря этому в работах Черкасовой возникает такое редкое качество, как непридуманность, убедительность образа.

С первых минут знакомства с творчеством Черкасовой слегка озадаченному зрителю бросается в глаза внешняя неумелость, “наивность” ее живописной манеры. Однако благодаря такому непосредственному, внешне примитивному языку этих картин у художника появляется возможность своеобразного самоотречения и своеобразной объективности. Мы разглядываем эти работы, вникаем в “происходящее” (а понимание сюжетов – непременное условие восприятия искусства Черкасовой) – и прямо у нас на глазах происходит обнажение смысла, а следом открываются глубина, значительность, эпическая мощь. Увидев с первой же минуты наивность, чуть позже зритель понимает, что перед ним “умная” живопись, где важнейшую художественную роль играет сам замысел, работа мысли художника над толкованием того или иного персонажа и сюжета.

Искусство Черкасовой, сосредоточенное на библейских, житийных, литургических сюжетах, ставит перед зрителем “классический” искусствоведческий вопрос об отношениях картины и иконы. Можно сказать, что ее картины находятся с традиционной иконой на смежных территориях. Перед нами абсолютно нешуточное, без всяких скидок на собственную малосильность, исповедание христианской веры в зримых образах. При этом у Черкасовой нет ни малейшего желания подделываться под икону, нет иконописных ликов и прямых “цитат”, столь любимых теми художниками, которым необходимо громко заявлять зрителю о своей близости к христианству (иначе об этом может никто и не догадаться). Черкасовой, как это явно следует из ее работ, демонстрировать ничего не надо, она вместе со своим искусством целиком живет внутри церковной православной жизни. Такое положение дел дает ей возможность не держаться двумя руками за некий уже существующий канон, а напротив, смело и неожиданно отступать от него и – изобретать. Здесь мы оказываемся перед важной особенностью ее художественного языка, которую можно назвать смелостью изобретения. Можно сказать, что персонажи и композиции Елены Черкасовой словно бы находятся в до-иконном времени, в той древности, когда еще не сформирован канон, готовых решений нет, и их приходится искать.

Одно из ключевых слов для характеристики художественного языка Елены Черкасовой – символизм. Как символически значимые, то есть насыщенные глубинным и неисчерпаемым до конца значением, воспринимает она и передает эпизоды Священного Писания и Священного Предания. Но тут важно уточнить: этот символический смысл не есть плод свободной фантазии художника, но всегда – результат точного следования за текстом, полного доверия к тексту. Оставаясь в скромном положении иллюстратора, Черкасова не имеет необходимости заниматься досочинением каких-то новых скрытых смыслов. В священных книгах ей вполне хватает того смысла, который в них есть.

Древнее искусство разных народов, в том числе и “народная икона” – это как раз та школа, которую Черкасова проходит как художник. Создаваемое поколениями безымянных мастеров и ко всему миру обращенное древнее искусство не противится заимствованиям, оно, наоборот, устроено как раз так, чтобы каждый желающий мог найти и взять оттуда, как из большой копилки, то, что ему требуется для его дела.

Разглядывая ее работы, приходишь к выводу, что Елена Черкасова относится к немногочисленному отряду художников “первичных” – если можно так определить некое качество, решительно отделяющее их от художников “вторичных”, то есть художественно несамостоятельных. Характерная для Черкасовой узнаваемость ее работ, сразу ощущаемое единство стиля не есть результат повторения какого-то однажды найденного приема; напротив, ее искусство разнообразно, оно не оставляет никакого впечатления монотонности и интеллектуальной сухости.

По сути, Черкасова дает свой вариант ответа на острейший духовный вопрос современного человека: как ему говорить о Христе и о своей вере своими словами.

Если мысленным взором окинуть все ее работы, то нельзя отделаться от ощущения, что перед нами возникает одно большое, развернутое во многих подробностях видение – видение Царствия Божия, небесных граждан, уже обитающих в Небесном Иерусалиме. Об этом небесном Граде и напоминает нам искусство Елены Черкасовой. ■



Фотографии картин

представлены Н. Филимоновым.

Редакция благодарит Б. Мамонова за помощь в подготовке материала



Автор: Михаил КУКИН


2007-08-14 18:25:09


Источник: http://www.foma.ru


ЖИВОПИСЬ-ПРОПОВЕДЬ. О творчестве Елены ЧЕРКАСОВОЙ Статьи. Новое в данном разделе.
Обмен (рассказ)Обмен (рассказ)
Пункт Б (повесть)Пункт Б (повесть)
православные cтатьи,христианство,литература,искусство,религия,христианский журнал,литературный журнал,
православие культура  Шторм (рассказ)
Сила тяготения (рассказ)Сила тяготения (рассказ)
Самое лучшее (рассказ)Самое лучшее (рассказ)
Горение (рассказ)Горение (рассказ)
Буду любить его всегда (рассказ)Буду любить его всегда (рассказ)
Безгрешная машина (рассказы)Безгрешная машина (рассказы)
Чудесная причина (рассказ)Чудесная причина (рассказ)
Слезы на том берегу (рассказ)Слезы на том берегу (рассказ)
Трудная дорога к морю (повесть)Трудная дорога к морю (повесть)
Темная комната (повесть)Темная комната (повесть)
Живое железо (рассказ)Живое железо (рассказ)
православные cтатьи,христианство,литература,искусство,религия,христианский журнал,литературный журнал,
православие культура  Исход Андрюхи Моисеева (рассказ)
Пора домой (рассказ)Пора домой (рассказ)
Мечтать не вредно или вредная мечта (рассказ)Мечтать не вредно или вредная мечта (рассказ)
Ожоги (рассказ)Ожоги (рассказ)
Воля Божия и человеческая (рассказ)Воля Божия и человеческая (рассказ)
Слава Богу! (рассказ)Слава Богу! (рассказ)
Добрыми делами (рассказ)Добрыми делами (рассказ)

Домой написать нам
Дизайн и программирование
N-Studio
Причал: Христианское творчество, психологи Любая перепечатка возможна только при выполнении условий. Несанкционированное использование материалов запрещено. Все права защищены
© 2024 Причал
Наши спонсоры: